Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 1

Данные констатирующего эксперимента послужили основой для проведения формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проводился в 2012г.

В ходе эксперимента на основе выше описанной модели нами была разработана и внедрена в практику начальной школы программа формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, рассчитанная на 6 недель.

Она включала в себя следующие смысловые дидактические блоки:

Мы — композиторы: словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета (с помощью терминов-характеристик); моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).

Мы — исполнители: вокализация мелодий инструментальных и оркестровых сочинений: с закрытым ртом; на гласный звук; импровизация на детских музыкальных инструментах: на ритмических инструментах; на мелодических инструментах.

Мы — слушатели: историко-художественный анализ музыкальных произведений; эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.

Мы — поэты: литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку; сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.

Мы — писатели: словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний); написание рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).

Мы — художники: воспроизведение музыкальных образов в рисунках; графическое моделирование музыки; цветовое моделирование музыки.

Исходя из возрастных возможностей, художественного опыта детей младшего школьного возраста и особенностей музыкальных произведений использовались различные пути раскрытия эмоционально-ценностного содержания произведений через: эстетическое восприятие; показ противоречий жизни; обобщение аналогичных качеств в однотипных произведениях; личность авторов, соотнесение стиля, характера произведения с нравственно-гражданской позицией автора.

Так, при работе на внеклассном занятии из блока МЫ - КОМПОЗИТОРЫ:

Детям было предложено задание сочинить – составить музыку (музыкальный образ) из суммы отдельных средств музыкальной выразительности. Дети из перечня музыкальных терминов выбирали те, которые в большей степени отражали содержание произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». К примеру:

1 часть — спокойно

2 часть — взволнованно, тревожно

3 часть — сурово, грозно

4 часть — мрачно, зловеще

Моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).

модели - микротемы для сочинений:

Радостно, весело, торжественно — «Праздник».

Мужественно, решительно, смело — «Подвиг».

Нежно, ласково, спокойно — «Материнство».

Таинственно, причудливо, загадочно — «Фантастика».

Жалобно, задумчиво, горестно — «Одиночество».

Изящно, галантно, грациозно — «Очарование».

Сочинение мелодии песни на четверостишие (на заданное зерно-интонацию)

а) А. С. Пушкин «Мороз и солнце» (в ритме марша, в мажоре);

б) «…травка зеленеет, солнышко блестит» (в ритме лирической песни, в миноре);

На внеклассном занятии по блоку мы – исполнители дети работали с главной мелодией пьесы Э. Грига «Утро» Они пропевали эту мелодию без слов (вокализ) с целью прочувствовать напевный и плавный характер этой мелодии. С помощью гласных звуков изображается «просветление» (рассвет) в музыке.

Пластическим интонированием показывали динамику звучания музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru