Данные констатирующего эксперимента послужили основой для проведения формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент проводился в 2012г.
В ходе эксперимента на основе выше описанной модели нами была разработана и внедрена в практику начальной школы программа формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, рассчитанная на 6 недель.
Она включала в себя следующие смысловые дидактические блоки:
Мы — композиторы: словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета (с помощью терминов-характеристик); моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).
Мы — исполнители: вокализация мелодий инструментальных и оркестровых сочинений: с закрытым ртом; на гласный звук; импровизация на детских музыкальных инструментах: на ритмических инструментах; на мелодических инструментах.
Мы — слушатели: историко-художественный анализ музыкальных произведений; эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.
Мы — поэты: литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку; сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.
Мы — писатели: словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний); написание рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).
Мы — художники: воспроизведение музыкальных образов в рисунках; графическое моделирование музыки; цветовое моделирование музыки.
Исходя из возрастных возможностей, художественного опыта детей младшего школьного возраста и особенностей музыкальных произведений использовались различные пути раскрытия эмоционально-ценностного содержания произведений через: эстетическое восприятие; показ противоречий жизни; обобщение аналогичных качеств в однотипных произведениях; личность авторов, соотнесение стиля, характера произведения с нравственно-гражданской позицией автора.
Так, при работе на внеклассном занятии из блока МЫ - КОМПОЗИТОРЫ:
Детям было предложено задание сочинить – составить музыку (музыкальный образ) из суммы отдельных средств музыкальной выразительности. Дети из перечня музыкальных терминов выбирали те, которые в большей степени отражали содержание произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». К примеру:
1 часть — спокойно
2 часть — взволнованно, тревожно
3 часть — сурово, грозно
4 часть — мрачно, зловеще
Моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).
модели - микротемы для сочинений:
Радостно, весело, торжественно — «Праздник».
Мужественно, решительно, смело — «Подвиг».
Нежно, ласково, спокойно — «Материнство».
Таинственно, причудливо, загадочно — «Фантастика».
Жалобно, задумчиво, горестно — «Одиночество».
Изящно, галантно, грациозно — «Очарование».
Сочинение мелодии песни на четверостишие (на заданное зерно-интонацию)
а) А. С. Пушкин «Мороз и солнце» (в ритме марша, в мажоре);
б) «…травка зеленеет, солнышко блестит» (в ритме лирической песни, в миноре);
На внеклассном занятии по блоку мы – исполнители дети работали с главной мелодией пьесы Э. Грига «Утро» Они пропевали эту мелодию без слов (вокализ) с целью прочувствовать напевный и плавный характер этой мелодии. С помощью гласных звуков изображается «просветление» (рассвет) в музыке.
Пластическим интонированием показывали динамику звучания музыкального произведения.
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы учащихся при
изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...
Влияние физических упражнений на развитие организма детей с нарушениями
интеллектуального развития
Рассматривать влияние физических упражнений на умственное развитие ребёнка можно только в ракурсе гармоничного развития детского организма. Попытка найти упражнение или комплекс упражнений, стимулирующих деятельность только головного мозга, обречена на неудачу. Это подтверждено многочисленными науч ...
Педагогический потенциал невербальных
средств коммуникации
В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной де ...