Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 2

На внеклассном занятии по блоку мы – слушатели проводился эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.

Так, при раскрытии музыкального образа Прелюдии № 20 Ф. Шопена после сообщения биографические сведения этой драматической музыки, учащимся было дано задание: «Послушайте, затем подумайте в тишине и расскажите, что вы почувствовали, соприкоснувшись с этой музыкой? О чем подумали, что представили?»

На внеклассном занятии из блока мы - поэты подбиралась литературная подтекстовка к музыке.

Цель этой работы — придать смысловое содержание характеру музыкального произведения. Например, при определении характера главной (маршевой) интонации симфонии № 3 Л. Бетховена детям предлагалось подобрать подходящие по смыслу и ритму мелодии слова: «храбрый герой», «сильный герой» и др. «Расшифровывая» главную интонацию «Упрямого братишки» Д. Кабалевского, можно придать ей смысловое значение. Например: «не хочу!», «не проси!» и т. п. Пьесе Л. Бетховена «Веселая. Грустная» можно дать другое образное название. Например, «Грусть пройдет, вернется радость». Также предлагалось подобрать стихи известных поэтов к музыкальным произведениям.

На занятии по блоку мы — художники было дано задание. воспроизвести музыкальные образы в рисунках.

У детей было большое желание нарисовать животных из цикла пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных» и образов «Картинки с выставки» М. Мусоргского. При воспроизведении музыкальных образов в рисунках под впечатлением «Картинок с выставки» происходит как бы обратный процесс творчества: от музыкальных образов к живописным зарисовкам художника В. Гартмана, послужившим прообразом для создания цикла М. Мусоргского.

На занятии по блоку мы — писатели дети занимались написанием сочинений о музыке по определенному плану (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний):

1.Как ты понимаешь название музыкального произведения?

2. Какое свое название ты дал бы этой музыке?

3. Какие выразительные средства здесь главные?

4.Какие эмоции, чувства выражает музыка?

5.Что изображает музыка?

5.Какую другую музыку напоминает это произведение?

6. С каким стихотворением перекликается эта музыка?

7. Какую картину напоминает эта музыка?

Перечень сочинений представлен в дипломной работе.

Подробные образцы заданий этих блоков и результаты работы над ними учащихся представлены в приложении № 5.

Развитие эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности мы вели в четырех направлениях:

1. Литературное прочтение музыкальных произведений

1.1. Подбор адекватных музыкальному произведению поэтических и прозаических произведений.

1.2. Подбор музыкальных фрагментов к литературным произведениям.

1.3. Составление музыкально-поэтических и литературно-музыкальных композиций.

1.4. Словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний).

1.5. Написание сочинений о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).

1.6. Словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета.

1.7. Литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку.

1.8. Сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.

2. Живописная подтекстовка музыкальных образов

2.1. Воспроизведение музыкальных образов в рисунках и плакатах.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный ...

Гипотеза, объект и предмет, цели и задачи исследования
Согласно гипотезе нашей работы мы предположили, что занятия в уголке живой природы будут способствовать развитию и формированию у детей субъективного отношения к природе. Поэтому мы поставили перед собой цель: исследовать влияние занятий в уголке живой природы на развитие и формирование субъективно ...

Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru