Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности

Современные государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно - нравственных качеств личности. В этой связи возрастает значение художественно-эстетической деятельности учащихся школ, средствами которой можно достичь гармонизации личности.

Важным показателем духовно-нравственной культуры человека является интерес к музыкальному искусству. Вместе с тем, «знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося»

Анализ научных исследований Э.Б. Абдуллина, Г.В. Агадиловой, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е.В.Николаевой, О.П. Радыновой и др. позволяет заключить, что проблема формирования эмоционально-ценностных отношений к музыке учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой, и отдельные её аспекты так или иначе представлены в психолого-педагогических трудах.

Так, классификация и характеристика приоритетных ценностей учащихся представлены в трудах Е.В. Бондаревской. Н.А. Журавлевой, И.А. Зимней, В.А. Караковского, С.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.П. Пидкасистого, Н.С. Розова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой, Т.Т. Щелиной и др.

Идеи целостного воспитания личности на основе органичной связи музыки, литературы и живописи заложены в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Н.А. Терентьевой, Б.П. Юсова и др. В этих идеях отражены единые законы восприятия искусства детьми: ребенок изначально «полихудожественен» (термин Б.П. Юсова) и способен ко всем видам художественной деятельности. Различные аспекты развития ценностного отношения детей и подростков к художественно-эстетической деятельности освещаются в работах А.И. Бурова, Е.Б. Журовой, А.Н. Малюкова, Л.П. Печко, В.И. Самохваловой и др.

Однако, анализ современной практики показывает, что в школе недостаточно формируются эмоционально-ценностные отношения детей к музыке. Наряду с пониманием педагогами необходимости организации этого процесса, не используются возможности внеурочной деятельности, школьное музыкальное образование ориентировано преимущественно на интеллектуальную сферу учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющую успешно формировать музыкальные знания, оставляя в стороне эмоционально-образную и ценностную сферы, учителя не знают о существовании модели реализации этого процесса в условиях общеобразовательной школы.

Начальная ступень обучения является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально-познавательной деятельности. В это время, как подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Менчинской и др., особое значение приобретает интеграция процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности. Поэтому именно в этот период формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности может осуществляться наиболее эффективно.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования.

Из актуальности темы вытекает проблема исследования: как осуществляется формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке в процессе внеурочной деятельности?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.

Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования предполагает, что формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников в процессе внеурочной деятельности в начальной школе будет осуществляться эффективно, если:

ученики включены во внеклассную деятельность по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке;

на воспитательных занятиях используются различные виды искусства (литература, живопись, музыка);

в процессе внеурочной деятельности используется модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.

Задачи исследования:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

выявить и обосновать критерии и показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке;

выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности.

Методы исследования: анализ теоретических источников, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся; эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.

Структура дипломной работы.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в дипломной работе, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Информация по теме:

Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.
Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животны ...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...

Проблемные вопросы в системе высшего образования Украины
Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовку раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы, которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возникли в период независимости государства в связи с особенностями переходного периода. К указанны ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru