Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности

Современные государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно - нравственных качеств личности. В этой связи возрастает значение художественно-эстетической деятельности учащихся школ, средствами которой можно достичь гармонизации личности.

Важным показателем духовно-нравственной культуры человека является интерес к музыкальному искусству. Вместе с тем, «знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося»

Анализ научных исследований Э.Б. Абдуллина, Г.В. Агадиловой, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е.В.Николаевой, О.П. Радыновой и др. позволяет заключить, что проблема формирования эмоционально-ценностных отношений к музыке учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой, и отдельные её аспекты так или иначе представлены в психолого-педагогических трудах.

Так, классификация и характеристика приоритетных ценностей учащихся представлены в трудах Е.В. Бондаревской. Н.А. Журавлевой, И.А. Зимней, В.А. Караковского, С.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.П. Пидкасистого, Н.С. Розова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой, Т.Т. Щелиной и др.

Идеи целостного воспитания личности на основе органичной связи музыки, литературы и живописи заложены в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Н.А. Терентьевой, Б.П. Юсова и др. В этих идеях отражены единые законы восприятия искусства детьми: ребенок изначально «полихудожественен» (термин Б.П. Юсова) и способен ко всем видам художественной деятельности. Различные аспекты развития ценностного отношения детей и подростков к художественно-эстетической деятельности освещаются в работах А.И. Бурова, Е.Б. Журовой, А.Н. Малюкова, Л.П. Печко, В.И. Самохваловой и др.

Однако, анализ современной практики показывает, что в школе недостаточно формируются эмоционально-ценностные отношения детей к музыке. Наряду с пониманием педагогами необходимости организации этого процесса, не используются возможности внеурочной деятельности, школьное музыкальное образование ориентировано преимущественно на интеллектуальную сферу учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющую успешно формировать музыкальные знания, оставляя в стороне эмоционально-образную и ценностную сферы, учителя не знают о существовании модели реализации этого процесса в условиях общеобразовательной школы.

Начальная ступень обучения является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально-познавательной деятельности. В это время, как подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Менчинской и др., особое значение приобретает интеграция процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности. Поэтому именно в этот период формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности может осуществляться наиболее эффективно.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования.

Из актуальности темы вытекает проблема исследования: как осуществляется формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке в процессе внеурочной деятельности?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.

Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования предполагает, что формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников в процессе внеурочной деятельности в начальной школе будет осуществляться эффективно, если:

ученики включены во внеклассную деятельность по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке;

на воспитательных занятиях используются различные виды искусства (литература, живопись, музыка);

в процессе внеурочной деятельности используется модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.

Задачи исследования:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

выявить и обосновать критерии и показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке;

выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности.

Методы исследования: анализ теоретических источников, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся; эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.

Структура дипломной работы.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в дипломной работе, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Информация по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе рассмотрим психолого-педагогическую особенность детей старшего дошкольного возраста. Как показал анализ литературы по данной проблеме (А. Валлон, А.Л. Венгер, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман, Г.А. ...

Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...

Анализ опыта работы школы по введению современной методики духовно-нравственного воспитания младших школьников
После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию (на экспериментальную работу было затрачено 12 часов) в общеобразовательной средней школе №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области, мы провели такой же опрос младших школьников. Объяснили все понятия 24 человек. Учащих ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru