Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 1

Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на основе которых осуществляется поведение человека.

Ценностное отношение определяется в педагогическом энциклопедическом словаре как «устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека». Однако задачи нашего исследования требуют уточнения и более глубокого рассмотрения этого понятия.

В ходе контекстного анализа различных общенаучных, психолого-педагогических и культурологических работ было установлено, что термин «ценности» и связанные с ним родственные понятия (ценностные ориентации, ценностные отношения) являются наиболее употребляемыми в современной культурной и научной лексике. Учитывая данное обстоятельство, перед нами стояла задача выявления дефиниций педагогических категорий «ценности» и «ценностные отношения», как смыслообразующих для дальнейшего обоснования сущности и структуры понятия «эмоционально-ценностные отношения».

Категорию «ценность» рассматривают многие науки: философия, культурология, педагогика, психология, социология и др. Исследование проблематики ценностей в философии прошло несколько этапов: от античности (Аристотель, Платон, Сократ и др.), через эпохи Средневековья, Возрождения (Л.Б. Альберти, Л. Валла, Н. Макиавелли), Просвещения (Р. Декарт, И. Кант и др.), послекантовской эпохе романтизма (М. Ломоносов, Я. Козельский и др.) к современной аксиологической науке (Г. Лотце, К.И. Льюис, А. Мейнонг, Р.Б. Пери и др.).

И. Кант ввел понятие ценности для обозначения должного в отличие от сущего, вещей, того, что есть. Фактически, он ввел аксиологические понятия: нравственная ценность, моральная ценность, ценность личности человека. Причем подлинная ценность связана у него с человеческой жизнью и ее целесообразной деятельностью через понимание сути нравственных правил. Совершенно очевидно, что с этих позиций и следует рассматривать музыкальную деятельность, то есть через осмысление и овладение её нравственной, духовной сутью. Именно таким образом станет возможным формирование ценностей школьников, в том числе и музыкальных.

Ценность, как философская самостоятельная универсальная категория, вошла в научный оборот в 60-х гг. XIX в. в новой научной дисциплине – аксиологии, как доктрине ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), анализирующей природу, характер и способы регламентирования смысложизненных позиций, ориентаций, мотиваций человеческой деятельности. Фактически начало аксиологического этапа в генезисе учений о ценностях в философии связывают с именем немецкого философа Г. Лотце, который к ценностям отнес благое, прекрасное, справедливое. С позиций нашего исследования такое понимание ценностей является принципиально важным, поскольку имеет прямое отношение к музыкальной деятельности, направленной на восприятие, осмысление и создание прекрасного.

Новые теории ценностей (натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм) получили развитие в XX в. в трудах Дж. Дьюи, К.И. Льюиса, А. Мейнонга, Р.Б. Перри и др.

Основная суть натуралистического психологизма сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. В контексте нашего исследования это означает, что, поскольку ценности, формируемые у школьников в процессе музыкальной деятельности, носят, прежде всего, чувственный, эмоциональный характер, они могут фиксироваться в фактах конкретных отношений (отношение к тому или иному музыкальному жанру, виду музыкальной деятельности и пр.). Следовательно, наша задача, как исследователей, будет заключаться в диагностировании и интерпретации этих фактов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru