Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 1

Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на основе которых осуществляется поведение человека.

Ценностное отношение определяется в педагогическом энциклопедическом словаре как «устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека». Однако задачи нашего исследования требуют уточнения и более глубокого рассмотрения этого понятия.

В ходе контекстного анализа различных общенаучных, психолого-педагогических и культурологических работ было установлено, что термин «ценности» и связанные с ним родственные понятия (ценностные ориентации, ценностные отношения) являются наиболее употребляемыми в современной культурной и научной лексике. Учитывая данное обстоятельство, перед нами стояла задача выявления дефиниций педагогических категорий «ценности» и «ценностные отношения», как смыслообразующих для дальнейшего обоснования сущности и структуры понятия «эмоционально-ценностные отношения».

Категорию «ценность» рассматривают многие науки: философия, культурология, педагогика, психология, социология и др. Исследование проблематики ценностей в философии прошло несколько этапов: от античности (Аристотель, Платон, Сократ и др.), через эпохи Средневековья, Возрождения (Л.Б. Альберти, Л. Валла, Н. Макиавелли), Просвещения (Р. Декарт, И. Кант и др.), послекантовской эпохе романтизма (М. Ломоносов, Я. Козельский и др.) к современной аксиологической науке (Г. Лотце, К.И. Льюис, А. Мейнонг, Р.Б. Пери и др.).

И. Кант ввел понятие ценности для обозначения должного в отличие от сущего, вещей, того, что есть. Фактически, он ввел аксиологические понятия: нравственная ценность, моральная ценность, ценность личности человека. Причем подлинная ценность связана у него с человеческой жизнью и ее целесообразной деятельностью через понимание сути нравственных правил. Совершенно очевидно, что с этих позиций и следует рассматривать музыкальную деятельность, то есть через осмысление и овладение её нравственной, духовной сутью. Именно таким образом станет возможным формирование ценностей школьников, в том числе и музыкальных.

Ценность, как философская самостоятельная универсальная категория, вошла в научный оборот в 60-х гг. XIX в. в новой научной дисциплине – аксиологии, как доктрине ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), анализирующей природу, характер и способы регламентирования смысложизненных позиций, ориентаций, мотиваций человеческой деятельности. Фактически начало аксиологического этапа в генезисе учений о ценностях в философии связывают с именем немецкого философа Г. Лотце, который к ценностям отнес благое, прекрасное, справедливое. С позиций нашего исследования такое понимание ценностей является принципиально важным, поскольку имеет прямое отношение к музыкальной деятельности, направленной на восприятие, осмысление и создание прекрасного.

Новые теории ценностей (натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм) получили развитие в XX в. в трудах Дж. Дьюи, К.И. Льюиса, А. Мейнонга, Р.Б. Перри и др.

Основная суть натуралистического психологизма сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. В контексте нашего исследования это означает, что, поскольку ценности, формируемые у школьников в процессе музыкальной деятельности, носят, прежде всего, чувственный, эмоциональный характер, они могут фиксироваться в фактах конкретных отношений (отношение к тому или иному музыкальному жанру, виду музыкальной деятельности и пр.). Следовательно, наша задача, как исследователей, будет заключаться в диагностировании и интерпретации этих фактов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Содержание учебного материала – стержень урока
Содержание учебного материала - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников. Основу содержания учебного материала состав ...

Способы решения физических задач
При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы. Далее рассмотрим подробнее каждый из способов. Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru