Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 5

Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению. Однако она организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность, которая характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными эмоциональными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями. Быстрота и степень развития у ребёнка напряженности в значительной мере определяется индивидуальными психологическими особенностями, в частности, уровнем эмоциональной устойчивости, личностной тревожности, способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной и личностной значимости этих воздействий и его исходным состоянием.

Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, что подготавливает ребёнка к включению в неё. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. Выделим наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, напрямую связанные с формированием эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке в общеобразовательной школе:

- положительные эмоции, связанные со школой в целом;

-положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами;

- положительные эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов, в преодолении трудностей, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки;

- положительные эмоции от освоения нового учебного материала;

-положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами деятельности, самообразования.

Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, необходимого для успешного осуществления процесса обучения в целом, и обучения предметам эстетического цикла – особенно. Остановимся ещё на таком аспекте исследований эмоционально-ценностных отношений, как дифференциация эмоций. эмоциональный

Таким образом, основываясь на теории деятельности, разработанной в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., можно сделать вывод, что развитие личности возможно только в процессе деятельности. При этом личность не просто реализует себя в деятельности, но реализует определенным образом в соответствии со своими жизненными ценностями. Согласно Б.И. Додонову, необходимо, чтобы субъект «запланировал» определенную ценность в своем сознании, чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Ценность дает важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в программе жизненной деятельности человека. Следовательно, ценностный аспект присутствует как в определении отношений, так и в характеристике деятельности. Отношения, как сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражаются в его действиях, реакциях и переживаниях и являются избирательными, прежде всего в эмоционально-оценочном смысле (А.А. Бодалев, В.Н.Мясищев и др.). Отношения образуются и формируются в процессах деятельности, являясь силой, потенциалом, определяющим степень интереса, выраженности эмоций, напряжения желания или потребности. Поэтому они являются движущей силой развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. Понятие активизации учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Игровые педагогические технологии и их использование при обучении изобразительному искусству
В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнени ...

Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru