Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования

Страница 2

До середины XX в. наиболее исчерпывающими являлись эмпирические исследования Р.Б. Перри, который определил ценности как объекты интереса, которые располагаются в ряд по степени предпочтения и согласуются между собой. Для нашего исследования является важным мысль этого ученого о том, что ценность будет правильной, если интерес правильно ориентирован, а сила интереса может быть результатом упражнения. Иначе говоря, формируемые в процессе внеурочной деятельности ценностные отношения будут выражаться, в первую очередь, в интересе к музыке, уровень которого может возрастать в результате использования специально разработанной педагогической технологии. К этому выводу имеет прямое отношение и идея Дж. Дьюи о социальном характере интересов человека. Для него ценность не просто объект интереса, но и результат деятельности человека. В нашем случае – деятельности музыкальной.

Несомненную актуальность для нашего исследования имеет социологические концепции ценностей, разработанные М. Вебером. Вебер выделял четыре вида мотивов человеческой деятельности: традиции, аффекты, цели, ценности. Сами ценности, по его мнению, операционализируются, образуя систему установок. Он утверждал, что ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии или важности предмета любого рода. Эти его убеждения можно разделить, формируя эмоционально-ценностное отношение школьников к музыке.

Изучение сущности понятий «ценности» и «ценностные отношения» невозможно без опоры на психологические исследования. Проблематика ценностей представлена в трудах зарубежных и отечественных ученых-психологов. В первую очередь мы обратились к трудам М. Рокича. Проведя четыре масштабных исследования ценностей в 70-х гг. XX в., он пришел к выводу, что под ценностями следует понимать вид убеждений, имеющих центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни, которые определяют то, как нужно себя вести, какое желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Согласно теории личности А. Маслоу, иерархия жизненных ценностей организуется в соответствии с иерархией потребностей, по типу которых ценности можно подразделить на витальные, демократические, ценности общественного признания, межличностного общения, ценности личностного развития. Очевидно, что с данных позиций могут рассматриваться и те ценности, которые формируются у учащихся общеобразовательных школ в процессе эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе внеурочной деятельности.

В отечественной научной литературе проблема ценностей начинает рассматриваться с начала 60-х годов ХХ века. Впервые она анализируется в книге В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» и в монографии В.А. Власенко «Ценность и оценка» В них ценности трактуются как значимость и идеал современного, как действительно значимые предметы или явления для человека, способные удовлетворить его материальные и духовные потребности. К последним, явно, относится и потребность в музыкальной деятельности.

Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы, структуры и соотношения понятий «ценности», «ценностные отношения», «ценностные ориентации» рассматриваются в дальнейшем плеядой ученых, среди которых выделяются такие, как С.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, В.В. Знаков, Г.В. Залевский, А.Г. Здравомыслов, В.В. Ильин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.А. Леонтьев, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др. В их работах оформился категориальный аппарат, включающий понятия «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Большинством этих учёных ценностью признается то, что определяет субъективную значимость для конкретной личности каких-либо предметов, явлений, отношений, идей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...

Приемы решения физических задач
Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом: Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физ ...

Содержание дежурств в разных возрастных группах
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. С 2 лет у детей начинают воспитывать инте ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru