Наибольшую актуальность для нашего исследования представляет вывод В.Н. Мясищева о том, что важным видом отношения является интерес, который определяется, с одной стороны, как активно положительное отношение к познаваемому объекту и, с другой стороны, как потребность к интеллектуальному овладению действительностью. Он подчеркивал: «Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности». Более того, В.Н. Мясищев отмечает, что, в сущности, личность характеризуют не знания, умения и навыки, а ее отношения.
Именно с этих позиций мы и предполагаем в дальнейшем рассматривать сущность и структуру эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке и моделировать процесс его формирования.
Проблеме и цели нашего исследования отвечают научные позиции А.Н. Сазоновой, которая под ценностным отношением понимает сложную динамическую систему субъективного отражения действительности, проявляющуюся в оценочно-познавательной деятельности. Ценностное отношение, по её мнению, отражает единство потребности субъекта и свойств объекта. Оно присуще лишь человеку, как субъекту данного отношения, а объектами могут быть любые предметы и явления, имеющие значение для человека, способные удовлетворять его потребности, интересы, цели, идеалы.
Итак, проведенный научно-теоретический анализ показал, что понятия «ценности», «ценностные ориентации» и «ценностные отношения» не тождественны, вместе с тем они тесно связаны между собой. Мы убедились, что ценностные отношения выступают связующим звеном между человеком и средой, вызывая внутренние побудительные механизмы его деятельности. Они активизируют внутренние возможности человека, отражают его особое отношение к действительности, помогая поиску средств использования и освоения ценностей. При этом ценность представляет собой положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с ними, для человека как субъекта познания и деятельности. Эта значимость находит свое выражение в отношении личности к идеалам, нравственным нормам, установкам, побуждая соответствующую деятельность и выступая ее регулятором. Ценностное отношение социально по своей природе и является отношением сознания человека как субъекта социальной деятельности к предмету через влияние его потребностей и интересов. Социальные ценности проявляются в различных формах эмоциональных переживаний, суждений и именно они формируют поведение субъекта, в том числе и школьника.
Задачей нашего исследования было не только выявление сущности, но и структуры ценностного отношения. Обратившись к классическим работам А.А. Бодалева, мы выяснили, что система отношений, составляющих личность «… выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них, подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности – характер проявления, устойчивость, действенность и другие отношения, составляющие «ядро» в структуре личности могут быть тесно связаны друг с другом (признак богатой духовно цельной личности)». Очевидно, что под «ядерными» отношениями А.А. Бодалев подразумевал осознанные ценностные отношения личности. Далее он делает важный вывод о структуре отношений: «…это, прежде всего, переживание человеком нужды в чем-либо, одновременно это всегда определенный уровень осознания человеком действительности, выражающийся в специфической (исходя из потребностей и интересов) расстановке акцентов в содержании развертывающихся у него познавательных процессов, в их направленности и активности. Вместе с тем это и отбор и активизация способов поведения, отвечающих этому содержанию, корректируемому характером имеющихся у человека потребностей и интересов. Таким образом, отношение личности – это не только эмоциональный отклик на объект отношения, это и отражение ею объекта в форме психологического процесса, это и готовность к определенному действию, часто и само действие. Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение к чему-либо, то имеем в виду следующую триаду: сформированность у человека определенной системы взглядов; развитие ставших для него типичными форм эмоционального реагирования на каждую их этих социальных ценностей; воспитанность способов трудиться, общаться и т.д., ставших характерными для него. В каждом таком отношении все названные компоненты триады теснейшим образом связаны и непосредственно влияют друг на друга».
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как
педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...
Приемы активизации
Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности студентов на занятиях применяются разнообразные способы и приемы. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность студентов на последующих этапах лекции во многом зависит от того, ...
Виды дидактических поисковых моделей обучения
С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического о ...