Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте

Страница 1

Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием.

В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова в своих исследованиях говорит что специфика критических периодов состоит в том, что ребенок открывает для себя новую идеальную форму и ее соотношение с реальной становится ситуацией развития.

Структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация, конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятие подлинной, идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности).

За этапом конфликта по начальной схеме кризиса наступает этап его рефлексии. Именно встреча двух полных (хотя, возможно, и различных) действий и есть условие возникновения рефлексии. Именно рефлексия (понимаемая в самом широком смысле этого слова) становится точкой построения себя, своего действия, точкой перехода идеи в реалию.

В этом смысле в целостном действии на первый план выступает замысел, реализация же свертывается или до нее вообще не доходит дело. Здесь хотелось бы даже сказать не «замысел», а «замысливание». Выстраивание собственного текста (в частности поведенческого), т.е. создание произведения собственного действия - вот та основная работа, которая должна происходить при переходе от предшествующего младшего школьного возраста к подростковому возрасту. Все, что было сказано выше, касалось «спонтанного» поведения ребенка на рубеже младшего школьного и подросткового возраста. Встреча поведенческих текстов характеризовала собственно критическую фазу перехода. Теперь задача состоит в определении того культурного действия, в котором мог бы быть «снят» этот конфликт, той социальной ситуации развития, которая задала бы вектор развития в стабильном подростковом возрасте. Иными словами, необходимо ответить на вопрос о ведущем действии подростничества и той деятельности, в которой это действие может стать субъектной характеристикой подростка.

Выявленные выше характеристики переходного подросткового действия должны быть «сняты» в полной культурной форме ведущего действия. Этими характеристиками, как мы показали, является непредзаданность, незавершенность в томе, что смысловым центром является замысел (авторство) действия. Для построения полного действия необходимо обеспечить встречу замысла и реализации. Эта встреча является необходимым условием полноты, она задает встречу действующего с самим собой, со своим замыслом; замысел, собственно, и возникает только в реализации. Встреча замысла и реализации оказывается полнотой посреднического действия в подростничестве. Результат, воплощенный в конкретных, вещных формах - текстах, разнообразных творческих продуктах, - оказывается воплощением идеальной формы в реалию (в том смысле, как об этом говорит Б.Д. Эльконин, рассматривая вопрос о посредничестве).

Таким образом, мы полагаем, что в подростничестве развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. Спонтанно ребенок ориентирован на замысел (замысливание, означивание собственного поведения - или намерения - есть способ открытия идеальной формы). Но лишь встреча замысла и реализации дает возможность воссоздать (удержать) замысел, вынести его из сферы фантазий, превратить замысел в нечто, чем владеет сам ребенок (до того замысел владел ребенком). Иначе говоря, реализация замысла есть точка возникновения субъектности в подростничестве.

Какова форма посредничества подобной встречи? Нам представляется, что такой формой является авторское действие.

Содержательное определение авторского действия - задача будущих исследований.

Сейчас на основании приведенных выше рассуждений можно наметить лишь необходимые (но, возможно, не достаточные) условия его теоретического задания. Поскольку мы предположили, что именно авторское действие обеспечивает развитие в подростковом возрасте, оно должно удовлетворять характеристикам продуктивного действия, то есть в нем должно означиваться и объективироваться построение продукта (само замысливание становится предметом работы). Далее, в продуктивном действии возникает новая (иная) позиция действующего, то есть новый взгляд на собственное действие (подобное новое видение возникает в момент встречи замысленного с результатом). И, наконец, действующий приобретает новые функциональные органы (применительно к подростковому возрасту - это умение спланировать последствия собственного замысла).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Методические основы изучения табличного умножения и соответствующих случаев деления
Первоначальное изучение умножения и деления целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи в каждом цикле): I цикл: а,б) умножение при постоянном множимом и деление по содержанию (совместно); в) деление на равные части. II цикл: а,б) уменьшение и увеличен ...

Развитие идеи соединения обучения
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 998 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезо ...

Пример использования педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников
В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец дейс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru