Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте

Страница 2

Конкретные формы авторского действия могут быть разработаны в специально организованной психолого-педагогической практике.

В то же время учебная работа подростка не может исчерпываться учебной деятельностью, то есть «овладением общественно выработанными способами действий». На фоне подобного овладения (а не в место), встает задача формирования собственного авторского действия ребенка. (Здесь меняются фигура и фон обучения. В младшем школьном возрасте фигурой было «как, каким образом» сделать нечто, в подростковом возрасте - «что» сделать.) Трудным вопросом является возможность осуществления этого формирования в условиях школьных учебных курсов. Однако независимо от способов реализации ребенок должен иметь возможность практиковать авторское действие - замысливание, анализ условий реализации, получение продукта. Именно продуктивность авторского действия - его ключевая характеристика - не может возникнуть стихийно, вне специально спроектированных условий. И именно в создании условий для реализации замысла мы видим задачу подросткового образовательного пространства и задачу посредника - также автора собственного посреднического действия.

Деятельность, внутри которой происходит трансляция авторского действия, может быть определена как проектная. Рискуя впасть в утопию, можно все-таки предположить, что собственно подростковая школа (а точнее - жизнь, поскольку школой подростковый возраст не может быть задан полно) должна строиться как серия разрабатываемых внутри традиционных учебных курсов (или в дополнение к ним) проектов, выполняемых группой детей под руководством и при участии взрослого.

Благодаря посреднику замысел подростка некоторым «чудесным» образом оказывается реализованным. В точке встречи замысла и реализации происходит рождение идеи и рождение субъектности ребенка, породившего идею. Сопоставляя сказанное с рассуждениями о поведенческих текстах и их «встречах», теперь в стабильном подростковом возрасте мы можем говорить о встрече замысленного (но не в форме собственного поведения, а в иной, отделенной от телесности самого ребенка форме) текста с его реализацией, о встрече произведения собственного действия с «читателем».

Теперь, возвращаясь к поставленному в начале данной работы вопросу о задаче развития в подростковом возрасте, мы можем взять на себя смелость заявить, что на этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства. То есть подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. Образовательная практика, таким образом, проектируя условия амплификации данного возраста, должна быть ориентирована на создание условий для развертывания полного цикла авторского действия, т.е. на построение проектной деятельности в средней школе.

Б.Д. Эльконин, говоря о Результате и Продукте, выделяет три метафоры продуцирования. Это подпись и связанное с ней авторство. Смысл в том, что продукт – это непросто порождение индивида, а еще и принятие решения, взятие на себя ответственности за порождение. Во – вторых, это публикация – отчуждение сделанного и помещение его в поле Других. Наконец, в – третьих, редактирование – своеобразная реконструкция сделанного с целью обнажения его акцентов, игра его смыслами. Культурная метафора есть и у ресурсного аспекта действия, и это черновик.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...

Место дидактических поисковых моделей в педагогических подходах
Существуют различные классификации методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.). Классификации методов обучения строятся в зависимости от принципов отбора, например среди педагогов распространена традиционная, отраженная во ...

Особенности развития творческих способностей дошкольников
В данном параграфе мы попытаемся выяснить влияние игры на развитие творчества у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об игре как творческой деятельности, а также проследи ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru