Объем изучаемого в 4-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач:
- нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1 000 000, число 0;
- понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сумма или разность чисел));
- понятие операций умножения и деления (множитель, делимое, делитель, результат (произведение множителей или частное от деления));
- порядок выполнения операций в составных арифметических выраже-ниях со скобками;
- таблица умножения от 1 до 10 и обратного деления двухзначных таблич-ных произведений на однозначные множители и 10;
- поразрядное сложение и вычитание одно- и многоразрядных чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд;
- операции внетабличного умножения и деления одно- и многоразрядных чисел в пределах 1000 000, деление с остатком;
- Дроби и операции с дробями. Понятие о дроби, числителе и знаменателе дроби. Дроби, которые равняются единице. Сравнение дробей. Уровни дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби;
- Преобразование числовых выражений, которые содержат несколько арифметических действий разных степеней без дужек и с дужками;
- Уравнение с одной переменной. Уравнение, в которых один из компо-нентов действия является выражением с переменной (ознакомление);
- Алгебраический метод решения сюжетных составных задач (ознаком-ление);
- расширенное знание единиц длины (мм,см, дм, м, км), веса(г, кг, т), объема(л), времени (секунда, минута,час, день, неделя, месяц, год) и связи между единицами;
- Преобразование единиц измерения величин. Сравнение именованных чисел. Арифметические действия с именованными числами;
- Скорость объектов в прямолинейном равномерном движении. Единицы скорости. Сравнение именованных чисел, представленных в единицах скорос-ти. Зависимость между скоростью объекта, временами и пройденным путем при равномерном прямолинейном движении и формулы для их вычисления;
- знание объемных и простых геометрических фигур, их элементов и периметров прямоугольников;
- Площадь. Сравнение объектов по площади. Единицы площади – квад-ратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар (сотка), гектар. Соотношение между единицами площади. Формула площади прямоугольника. Задачи на нахождение площади прямоугольника и обратные к ним;
а) Простые и составные задачи
Составные задачи, которые являются комбинациями изученных видов простых задач на действии разных степеней.
Задачи, которые содержат нахождение дроби от числа, числа по значе-нию его дроби.
Простые и составные задачи на установление зависимости между скорос-тью, временами и путем при равномерном прямолинейном движении.
Простые задачи на вычисление продолжительности события, даты его начала, даты окончания события.
б) Типичные сюжетные задачи
Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Задачи на двойное сведение к единице. Задачи на пропорциональное деление. Задачи на нахож-дение неизвестных по двум разностям.
Задачи на общую работу.
Задачи, на равномерное прямолинейное движение двух тел в одном и в разных направлениях.
в) Задачи с буквенными данными.
г) Общие приемы решения задач
Анализ содержания задачи. Составление вспомогательной модели задачи: короткой записи (схема, таблица, черчение), схематического рисунка. Прикидка ожидаемого результата. Поиск разрешающей модели задачи. Математическая модель задачи. Ответ на вопрос задачи. Проверка правильности решения: прямая и косвенная. Исследование задачи, творческая работа над задачей
д) Задачи на зависимость скорости от изменения расстояния при посто-янном времени; от изменения времени при постоянном расстоянии. Преобра-зование именованных чисел, представленных в единицах площади. Задачи на движение тел по течению и против течения реки.
Информация по теме:
Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...
Способы решения физических
задач
При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы. Далее рассмотрим подробнее каждый из способов. Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в ...
Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля
Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. Ведь именно он, учитель, часто стоит у истоков за ...