Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе

Страница 1

Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему.

От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сферу личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть уже вторая сигнальная система, а в практическом этот процесс детерминирован характером мотивов и целей личности.

От перцептивно-эмоционального к практическому каналу происходит нарастание роли собственной активности личности. При развитии отношения по перцептивно-эмоциональному каналу человек выступает как достаточно пассивное начало: он подвергается воздействию релизеров, определяющих этот процесс, а природные объекты, в сущности, становятся его «инициаторами». Когнитивный канал предполагает как влияние на человека поступающей к нему от других информации, так и собственную его активность в поиске информации об объектах природы, ее переработке и интерпретации. Практический же канал необходимо подразумевает обязательную собственную активность личности.

Развитие субъективного отношения к природе – это не одномоментный акт, а процесс, протекающий в течении значительных временных промежутков, идущий неравномерно и неоднонаправленно. Он определяется, с одной стороны, структурной деятельности субъекта, с другой стороны, существуют определенные сензитивные периоды, например, для воздействия психологических релизеров, действующих по разным каналам.

Процесс развития субъективного отношения к природе носит цикличный и ступенчатый характер. Степень интенсивности субъективного отношения с каждым циклом увеличивается за счет включения новых элементов системы. К развитию нового цикла приводит повышение степени активности личности, ее стремление к взаимодействию с природными объектами, которое получается в результате предыдущего цикла.

На отдельных этапах процесса развития субъективного отношения к природе происходит усложнение, дифференциация, трансформация различных структурных элементов этой системы. Одни элементы системы могут оказывать корректирующее влияние на другие. Иерархия структурных элементов также не постоянна, и доминирующее положение могут занимать то одни из них, то другие. Например, когда человек начинает испытывать потребность в экологической активности, его готовность к усвоению информации о данном объекте становится максимальной, причем наиболее ценной и желанной становится информация, касающаяся технологии взаимодействия с данным объектом природы. Человека интересует, как правильно посадить и ухаживать за данным растением, как оборудовать аквариум и добиться размножения рыб и т.д., т.е. человек активно старается получить информацию о том, как создать условия, в которых животное или растение будет чувствовать себя наиболее комфортно. Таким образом, определенный уровень развития субъективного отношения к природе, достигнутый в результате действия механизмов практического канала, обусловливает сензитивность, восприимчивость к действиям механизмов когнитивного канала, и в дальнейшем особенно активно отношение формируется именно через когнитивный канал. Иными словами, в процессе развития отношения роль ведущего могут попеременно играть различные каналы.

Личность человека является системообразующим фактором развития субъективного отношения к природе, механизмов возникновения и взаимодействия его структурных элементов. В рассмотренном ранее примере с восприятием кукушки для одних, в силу их личностных особенностей, может оказаться доминирующим естественный аудиальный релизер («ку-ку»), а для кого-то, скажем воспитанников детдома, - этический релизер (подбрасывает своих детей»). Соответственно у первых будет формироваться положительное, а у вторых – отрицательное отношение. Или же дуб, будучи «симпатичным» растением для мальчиков, не выступает в качестве такового для девочек, так как последние «нечувствительны» к действию социального релизера «могучий богатырь», которым маркировано это дерево.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Классификация психокоррекционных методов, применяемых педагогической практике
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в ос ...

Основные задачи и принципы нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...

Методы решения физических задач
Метод - это способ познания, исследования явлений. В широком смысле "метод - это способ действия, осуществление определенно деятельности, достижения какого-либо результата, решения задачи. Существует много различных методов решения задач по физики, в данном параграфе будут рассмотрены некоторы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru