Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему.
От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в основном с влиянием на бессознательную сферу личности, то в когнитивном канале ведущую роль начинает играть уже вторая сигнальная система, а в практическом этот процесс детерминирован характером мотивов и целей личности.
От перцептивно-эмоционального к практическому каналу происходит нарастание роли собственной активности личности. При развитии отношения по перцептивно-эмоциональному каналу человек выступает как достаточно пассивное начало: он подвергается воздействию релизеров, определяющих этот процесс, а природные объекты, в сущности, становятся его «инициаторами». Когнитивный канал предполагает как влияние на человека поступающей к нему от других информации, так и собственную его активность в поиске информации об объектах природы, ее переработке и интерпретации. Практический же канал необходимо подразумевает обязательную собственную активность личности.
Развитие субъективного отношения к природе – это не одномоментный акт, а процесс, протекающий в течении значительных временных промежутков, идущий неравномерно и неоднонаправленно. Он определяется, с одной стороны, структурной деятельности субъекта, с другой стороны, существуют определенные сензитивные периоды, например, для воздействия психологических релизеров, действующих по разным каналам.
Процесс развития субъективного отношения к природе носит цикличный и ступенчатый характер. Степень интенсивности субъективного отношения с каждым циклом увеличивается за счет включения новых элементов системы. К развитию нового цикла приводит повышение степени активности личности, ее стремление к взаимодействию с природными объектами, которое получается в результате предыдущего цикла.
На отдельных этапах процесса развития субъективного отношения к природе происходит усложнение, дифференциация, трансформация различных структурных элементов этой системы. Одни элементы системы могут оказывать корректирующее влияние на другие. Иерархия структурных элементов также не постоянна, и доминирующее положение могут занимать то одни из них, то другие. Например, когда человек начинает испытывать потребность в экологической активности, его готовность к усвоению информации о данном объекте становится максимальной, причем наиболее ценной и желанной становится информация, касающаяся технологии взаимодействия с данным объектом природы. Человека интересует, как правильно посадить и ухаживать за данным растением, как оборудовать аквариум и добиться размножения рыб и т.д., т.е. человек активно старается получить информацию о том, как создать условия, в которых животное или растение будет чувствовать себя наиболее комфортно. Таким образом, определенный уровень развития субъективного отношения к природе, достигнутый в результате действия механизмов практического канала, обусловливает сензитивность, восприимчивость к действиям механизмов когнитивного канала, и в дальнейшем особенно активно отношение формируется именно через когнитивный канал. Иными словами, в процессе развития отношения роль ведущего могут попеременно играть различные каналы.
Личность человека является системообразующим фактором развития субъективного отношения к природе, механизмов возникновения и взаимодействия его структурных элементов. В рассмотренном ранее примере с восприятием кукушки для одних, в силу их личностных особенностей, может оказаться доминирующим естественный аудиальный релизер («ку-ку»), а для кого-то, скажем воспитанников детдома, - этический релизер (подбрасывает своих детей»). Соответственно у первых будет формироваться положительное, а у вторых – отрицательное отношение. Или же дуб, будучи «симпатичным» растением для мальчиков, не выступает в качестве такового для девочек, так как последние «нечувствительны» к действию социального релизера «могучий богатырь», которым маркировано это дерево.
Информация по теме:
Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной
саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...
Методика применения отдельных игровых педагогических
технологий на занятиях по изобразительному искусству в школе
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, фа ...
Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...