Процесс развития субъективного отношения к природным объектам обусловлен особенностями образа мира личности. Субъективное отношение к миру природы не просто инициируется системой стимулов, поступающих от природных объектов, а развивается за счет собственной активности личности. Образ мира, существующий у личности, постоянно генерирует познавательные гипотезы навстречу внешней стимуляции, которые могут подтверждаться, корректироваться или опровергаться (Смирнов, 1985). «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции образ и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность. Все обстоит как раз наоборот. И предметное значение, и эмоционально-личностный смысл образа предшествую его актуальному чувственному переживанию и заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Скорее можно сказать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навязанных нам извне». Развитие отношения идет не по схеме: стимул–образ–реакция, а по схеме образ мира – действие – измененная действием стимуляция – измененный образ мира. Таким образом, процесс развития отношения к природе в первую очередь детерминирован образом мира личности, который обусловливает ее сензитивность к тем или иным стимульным элементам. Образ мира личности играет ведущую роль в системе факторов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности к миру природы. Все сказанное показывает необходимость включить в педагогический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-этического отношения к природе. Динамическая система психологических механизмов развития субъективного отношения личности к природе может быть представлена графически (Рис. 2). Следует подчеркнуть, что процесс развития отношения, безусловно, носит комплексный, синкретичный характер, и поканальное разделение его психологических механизмов обусловлено в значительной степени дискретностью мышления, что позволяет оптимально структурировать материал, делает его более «удобным» для восприятия. В результате такого структурирования и его графического представления получена «матрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к природе, которая, конечно, не охватывает всех деталей и вариантов протекания этого процесса, однако фиксирует наше представление о его основных этапах и системных элементах. Такая «психологическая матрица» позволяет «наложить» на нее соответствующую «педагогическую кальку», т.е. систему педагогических принципов, методов и приемов, которые целенаправленно конструируются на основе тех ил иных представлений о психологических феноменах процесса развития субъективного отношения к природе. Это позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу развития субъективного отношения к природе.
Информация по теме:
Требования к охране труда
К показу на уроках приемов безопасности труда мастер производственного обучения всегда тщательно готовится, отрабатывает все приемы, заостряя внимание учащихся на безопасные условия работы. Мастеру как ответственному лицу за состояние труда на своем участке следует: знать и осуществлять все относящ ...
Основные подходы к проблеме речевого развития в
психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...
Способы художественного изображения и передачи чувств
Уроки литературного чтения способствуют выполнению главной цели современной школы – формированию образованной культурной личности. Чтение книг для ребенка, познающего мир, всегда увлекательно. Но от уровня его читательской грамотности зависит глубина проникновения в смысл художественного произведен ...