Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе

Страница 2

Процесс развития субъективного отношения к природным объектам обусловлен особенностями образа мира личности. Субъективное отношение к миру природы не просто инициируется системой стимулов, поступающих от природных объектов, а развивается за счет собственной активности личности. Образ мира, существующий у личности, постоянно генерирует познавательные гипотезы навстречу внешней стимуляции, которые могут подтверждаться, корректироваться или опровергаться (Смирнов, 1985). «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции образ и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность. Все обстоит как раз наоборот. И предметное значение, и эмоционально-личностный смысл образа предшествую его актуальному чувственному переживанию и заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Скорее можно сказать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навязанных нам извне». Развитие отношения идет не по схеме: стимул–образ–реакция, а по схеме образ мира – действие – измененная действием стимуляция – измененный образ мира. Таким образом, процесс развития отношения к природе в первую очередь детерминирован образом мира личности, который обусловливает ее сензитивность к тем или иным стимульным элементам. Образ мира личности играет ведущую роль в системе факторов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности к миру природы. Все сказанное показывает необходимость включить в педагогический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-этического отношения к природе. Динамическая система психологических механизмов развития субъективного отношения личности к природе может быть представлена графически (Рис. 2). Следует подчеркнуть, что процесс развития отношения, безусловно, носит комплексный, синкретичный характер, и поканальное разделение его психологических механизмов обусловлено в значительной степени дискретностью мышления, что позволяет оптимально структурировать материал, делает его более «удобным» для восприятия. В результате такого структурирования и его графического представления получена «матрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к природе, которая, конечно, не охватывает всех деталей и вариантов протекания этого процесса, однако фиксирует наше представление о его основных этапах и системных элементах. Такая «психологическая матрица» позволяет «наложить» на нее соответствующую «педагогическую кальку», т.е. систему педагогических принципов, методов и приемов, которые целенаправленно конструируются на основе тех ил иных представлений о психологических феноменах процесса развития субъективного отношения к природе. Это позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу развития субъективного отношения к природе.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии. Процесс социального взрос ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...

Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru