Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе

Страница 2

Процесс развития субъективного отношения к природным объектам обусловлен особенностями образа мира личности. Субъективное отношение к миру природы не просто инициируется системой стимулов, поступающих от природных объектов, а развивается за счет собственной активности личности. Образ мира, существующий у личности, постоянно генерирует познавательные гипотезы навстречу внешней стимуляции, которые могут подтверждаться, корректироваться или опровергаться (Смирнов, 1985). «Мы не строим заново на основе наличной стимуляции образ и не вводим его затем в нашу картину мира, не вырабатываем далее отношение к нему и не строим в соответствии с этим свою деятельность. Все обстоит как раз наоборот. И предметное значение, и эмоционально-личностный смысл образа предшествую его актуальному чувственному переживанию и заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Скорее можно сказать, что мы ищем нужные нам признаки стимульного поля, а не занимаемся поиском подходящих значений для стимулов, навязанных нам извне». Развитие отношения идет не по схеме: стимул–образ–реакция, а по схеме образ мира – действие – измененная действием стимуляция – измененный образ мира. Таким образом, процесс развития отношения к природе в первую очередь детерминирован образом мира личности, который обусловливает ее сензитивность к тем или иным стимульным элементам. Образ мира личности играет ведущую роль в системе факторов, определяющих процесс развития субъективного отношения личности к миру природы. Все сказанное показывает необходимость включить в педагогический процесс как можно больше разнообразных факторов и механизмов, способствующих развитию субъектно-этического отношения к природе. Динамическая система психологических механизмов развития субъективного отношения личности к природе может быть представлена графически (Рис. 2). Следует подчеркнуть, что процесс развития отношения, безусловно, носит комплексный, синкретичный характер, и поканальное разделение его психологических механизмов обусловлено в значительной степени дискретностью мышления, что позволяет оптимально структурировать материал, делает его более «удобным» для восприятия. В результате такого структурирования и его графического представления получена «матрица» психологических механизмов развития субъективного отношения к природе, которая, конечно, не охватывает всех деталей и вариантов протекания этого процесса, однако фиксирует наше представление о его основных этапах и системных элементах. Такая «психологическая матрица» позволяет «наложить» на нее соответствующую «педагогическую кальку», т.е. систему педагогических принципов, методов и приемов, которые целенаправленно конструируются на основе тех ил иных представлений о психологических феноменах процесса развития субъективного отношения к природе. Это позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу развития субъективного отношения к природе.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...

Виды принципов обучения
Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения ...

Величина
Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широк ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru