Формирование субъективного отношения к природе в условиях учреждения дополнительного экологического образования

Педагогика » Формирование субъективного отношения к природе в условиях учреждения дополнительного экологического образования

Глобальной проблемой современного мира является сохранение природной среды планеты и безграничное продление существования на ней человечества. Экологический кризис сегодня понимается, прежде всего, как кризис экологического сознания. Можно сказать, что образовался особый участок в сфере индивидуального и массового сознания, в котором разрабатываются и решаются проблемы взаимодействия личности и общества с природой, отражающие динамику такого взаимодействия, где происходит выработка необходимых поступков, действий и поведения, формирование философской концепции диалектической связи человека и природы. Эта сфера и есть то, что мы склонны обозначать как экологическое сознание. (1) Формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания сегодня является главной целью экологического образования, а задачами такого образования является формирование трех его основных подструктур: совокупности у личности (группы)

1) экологических представлений,

2) ее субъективного отношения к природе, а также

3) освоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой.

Проанализировав доступную мне информацию, могу сказать, что 1-я задача в нашей стране сегодня выполняется чаще всего. Но само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Одной из основных причин проблематичности решения этой задачи, на мой взгляд, является то, что среда, в которой рождается и живет человек, становится все более искусственной (большая часть населения страны проживает в городах, где столкновение с «миром природы» становится все менее вероятным, в школах все реже встречаются теплицы и зооуголки, а дети все чаще не имеют возможности завести у себя дома каких-нибудь животных). И здесь на помощь приходит система дополнительного экологического образования, которая в силу своей специфичности и большей свободы может удовлетворить потребности детей в общении с живой природой.

Гипотеза: Особым образом организованные занятия в уголке живой природы будут способствовать развитию и формированию у детей желательного субъективного отношения к природе.

Цель данной работы: Исследовать влияние таких занятий на формирование субъективного отношения к природе у детей разного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Анализ литературы по экологическому образованию и экологической педагогике и психологии.

Организация занятий в уголке живой природы на базе учреждения дополнительного экологического образования.

Подбор методик для диагностики субъективного отношения к природе.

Оформление результатов и выводов.

Объект исследования данной работы: субъективное отношение учащихся к природе.

Предмет: воздействие общения с миром природы на формирование у учащихся субъективного отношения к природе.

Информация по теме:

Сущность, структура и содержание сюжетно-ролевой игры
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привле ...

Общая характеристика пространственного мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...

Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru