Параметры психологического измерения субъективного отношения к природе

Страница 1

Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров. Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами:

структурно-содержательным – широтой: в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности;

структурно –динамическим – интенсивностью: с одной стороны, в какой степени запечатлены потребности личности в объектах и явлениях природы, насколько они являются для нее значимыми, а с другой стороны – в каких сферах и в какой степени проявляется субъективное отношение;

степенью осознанности: в какой мере личности осознается запечатленность потребностей в объектах и явлениях природы (насколько она отдает себе в этом отчет).

Рассмотрим психологическое содержание каждого параметра.

Базовые параметры субъективного отношения к природе.

Параметр широты

Одного человека могут привлекать только отдельные животные или растения. В этом случае можно сделать вывод о небольшой широте субъективного отношения: потребности запечатлены в очень незначительном круге объектов природы. Другой любит самые разнообразные природные объекты, как говориться, «природу вообще» - значительный уровень широты. Одному нравятся собаки, другому – кошки: содержательно различающаяся широта и т. д.

Параметр интенсивности.

Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой. Одному просто «приятно побывать на природе» и не больше – низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», заводит дома аквариум, попугая, разводит цветы, собирает книги о природе, ездит в другие города на зоологические выставки и т.д. – высокий уровень интенсивности. Субъективное отношение проявляется и в различных «сферах»: один просто эмоционально наслаждается красивым цветком; другой стремится найти о нем побольше информации: научное название, строение, где обычно растет и т. п.; третий пытается сам вырастить его у себя дома и т. д.

Соответственно в структуре параметра интенсивности выделяются четыре компонента: перцептивно–аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

Перцептивно – аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень: 1) эстетического освоения объектов природы, 2)отзывчивости на их витальные проявления и 3) этического освоения.

Под эстетическим освоением объектов природы понимается восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности чувственно – выразительных элементов природных объектов, к которым относятся: 1) форма, очертание, силуэт; 2) цвет; 3) симметрия; 4) величина, размер; 5) светотеневые особенности; 6) динамические свойства; 7) осязаемые свойства поверхности; 8) звуковые характеристики (тон, тембр, ритм, высота) и т.д.

Иными словами, человек с высоким уровнем развития перцептивно –аффективного компонента больше «видит», «слышит», «чувствует» в объекте отношения, чем тот, у кого его уровень ниже. Например, если «обычный» человек слышит просто пение соловья, то настоящие любители способны отличать более десятка различных напевов.

Но высокий уровень развития перцептивно – аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно – выразительным сигналам, получаемым от природных объектов, но и стремлением их получать – своеобразный «сенсорно – эстетический голод». Показателем уровня эстетического освоения природных объектов является и свобода от существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов. Примером таких стереотипов является отношение к «уродливым жабам», «противным крысам», тараканам и т.д. В этом случае способность человека увидеть красоту в грациозных движениях «коварной» змеи, любоваться ее экологической приспособленностью является показателем уровня эстетического освоения данного природного объекта и, соответственно, уровня развития перцептивно – аффективного компонента интенсивности отношения к природе.

Под отзывчивостью на витальные (от лат. Vitalis – жизненный) проявления природных объектов понимается способность эмоционально отзываться на различные проявления жизнедеятельности их организмов.

Морозной зимой один человек может испытывать чувство жалости к дворняжке, которая сидит съежившись около подъезда, а другой этого просто не заметит, один способен на эмпатию и идентификацию с природным объектом, другой – нет. По сравнению с животными, отзывчивость на витальные проявления растений носит более сложный характер. Поэтому «обычный» человек просто поливает комнатные растения, «чтобы они не засохли»; в то же время существует множество людей, которые, поливая их, стараются доставить им радость, удовольствие «искупаться под тропическим дождем, которого им так не хватает в этой сухой квартире».

Под этическим освоением природных объектов понимается способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм. Например, мы не можем обойтись без моральной оценки «безнравственного» поведения кукушки, подкидывающей своих детей в чужие гнезда, и не восхищаться «благородным самопожертвованием» куропатки, которая, притворяясь раненной, отвлекает хищника (в том числе и человека) от места, где находится выводок.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста
Целью проведения исследования является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось нами в сентябре-декабре 2012 г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида города Белово». Эксперимент проводил ...

Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить ...

Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка, так можно проверять несложны ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru