Экспериментальное исследование проходило на базе детского сада №40 «Алёнушка» в течение 6 месяцев с 20.08.2007 г. по 6.02.2008 г.
Для исследования были взяты дети второй младшей группы в количестве 26 человек.
Психолого-педагогический эксперимент проходил в 3 этапа:
- констатирующий эксперимент (20.08.2007 г. по 7.09.2007г.),
- обучающий эксперимент (10.09.2007 г. по 18.01.2008г.),
- контрольный эксперимент (21.01.2008 г. по 6.09.2008г.).
В ходе эксперимента дети были разделены на экспериментальную (А) и контрольную (Б) группы.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников.
Задачи:
1) выделить критерии и показатели отношения к семье как биосоциальной структуре общества;
2) отобрать методику для проведения исследования;
3) подготовить стимульный материал;
4) провести исследование;
5) обработать полученные данные.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1) проективная методика Захаровой. Данная методика была модифицирована с учётом возраста дошкольников.
Тест «Два домика»
Цель исследования: выявление особенностей общения детей с членами семьи.
Стимульный материал для методики: вверху стандартного листа бумаги помещается стандартный многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два домика. Один чуть больше, красный, может быть, украшен цветами красного цвета, а рядом - менее нарядный, нарисованный простым карандашом и несколько меньшего размера.
Инструкция. Посмотри на дом (верхний). Это дом, в котором ты живешь. С кем ты живешь? А теперь посмотри на нижние домики. Видишь красный домик? Это твой дом, предположим, что тебе его подарили. В домике много конфет, игрушек, но он не очень большой. А рядом расположен еще один дом, куда можно поселить тех, кому не хватило места в красном домике. Кого из членов семьи ты возьмешь в свой домик, а кого поселишь рядом?
Высокий уровень общения детей с членами семьи.
Дети, не задумываясь, дают ответ, перечислив всех членов семьи, берут всех членов семьи в свой домик, используя соседний для каких-то вещей, как сарай и т.п. Это благополучные семьи, в которых ребенок ухожен, накормлен, где с ним занимаются; он получает того тепло и ласку, которые ему необходимы для, нормального развития, то есть ребенок ощущает, что он любим таким, какой он есть.
Средний уровень общения детей с членами семьи.
Дети, не задумываясь, дают ответ, перечисляют не всех членов семьи, это говорит неоднозначном отношении к нему. Берут к себе в дом большое количество сверстников, домашних животных или родственников, которые живут отдельно (например, бабушек), то это говорит о нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии тепла и заинтересованного отношения к ребенку. Такая ситуация может сложиться и в относительно благополучных семьях, в которых ребенок ухожен, накормлен, где с ним занимаются; но он получает того тепла и ласки, которые ему необходимы для, нормального развития, то есть ребенок не ощущает того, что он любим не за что-то (например, хорошее поведение или пятерку), а таким, какой он есть.
Низкий уровень общения детей с членами семьи. Дети задумываются, как ответить, это говорит об отгороженности, эмоциональной холодности между членами семьи, а иногда и о страхе, испытываемом перед кем-либо из них. О неоднозначном отношении к кому-то из членов семьи свидетельствует и “забывание” о нем при перечислении. Если же в соседний домик отселяется кто-то один из членов семьи, это, как правило, связано с негативным отношением ребенка именно к этому человеку то ли из-за страха перед ним, то, ли из-за его агрессии или нанесенной обиды.
2) критерии и показатели наблюдения отношения к матери были выделены с учетом особенностей общения со взрослым детей данного возраста и рекомендации Смирнова
Наблюдение. «Отношение к матери».
Программа наблюдения.
Вид: включённое.
Объект наблюдения: отношение ребёнка трёх лет к матери.
Информация по теме:
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста
Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей. Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук - психологи, физиологи, лингвист ...
Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в ...
Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на
уроках английского языка
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. ...