Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых».
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период формирования речи — на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она — приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
Вопрос о формировании речевых умений детей относится к наиболее трудным и малоизученным проблемам, поскольку речь — сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям. Она опосредует другие психические процессы, является орудием познания, общения, самовыражения. Изучение уровня формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста как одного из факторов полноценного формирования речи, позволяет получить данные не только о взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук детей, но и о психическом развитии в целом.
Диагностика уровня формирования речевых умений детей необходима для научно обоснованного определения содержания и методов обучения, для осуществления индивидуального подхода к детям, для контроля за формированием их речи в соответствии с возрастными нормами.
Целью нашего эксперимента являлась диагностика уровня формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста, посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
·Подобрать методику для проведения исследования
·Определить уровень формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста.
Наша экспериментальная работа проходила на базе МАДОУ ЦРР ДС № 329
«Зеленый лужок» Курчатовского района г. Челябинска.
В эксперименте участвовали дети первой младшей группы «Лучики», в количестве 15 человек. Все испытуемые одного возраста — 2 — 3 года.
Все дети примерно одинакового уровня психофизического, интеллектуального развития. Во время проведения эксперимента все малыши находились в равных условиях.
Информация по теме:
Информационно-развивающие методы обучения
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программи ...
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...
Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку? 1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного об ...