Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки

Педагогика » Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Формирование речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки — белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают

мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

В Китае распространены упражнение ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным.

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания — психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики.

Выше сказанное и позволило нам сформулировать тему нашей работы: «Формирование речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки».

В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

Цель исследования: раскрыть особенности формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования:

·Изучить и проанализировать проблему формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе.

·Выявить и раскрыть психолого — педагогические особенности

детей 2 — 3 летнего возраста.

·Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.

·Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста.

·Разработать комплекс занятий и рекомендаций, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями и методистами дошкольных образовательных учреждений, родителями детей, студентами педагогических высших учебных заведений и педагогических колледжей.

Объектом исследования является процесс формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста.

Предмет исследования: способы формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

·Изучение и анализ научно — методической литературы.

·Наблюдение.

·Эксперимент.

·Обобщение.

База исследования: МАДОУ ЦРР ДС № 329 «Зеленый лужок» Курчатовского района г. Челябинска, первая младшая группа «Лучики» в количестве 15 человек.

Информация по теме:

Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам. В этот пер ...

Метод минимума и максимума
Довольно часто встречаются задачи, в которых требуется определить наибольшее или наименьшее значение величины из всех возможных. Основы такого метода следуют из принципа Ферми, экстремума энергии. В некоторых задачах удается воспользоваться известными алгебраическими неравенствами (Нер-во Коши). За ...

Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru