Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций.
Блок диагностических ситуаций:
«Пассивный взрослый»
«Совместная игра со взрослым»
«Совместное разглядывание картинок»
разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой.
В эксперименте мы применили блок методик, направленный на диагностику формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста. Отнесение ответов каждого ребенка к определенному уровню, производилось на основании сочетаний оценок (по трехбалльной шкале), полученных во время проведения диагностических ситуаций.
Шкалы оценки параметров формирования речи детей 2 — 3 летнего возраста
Параметры речи |
Критерии оценки параметров |
Баллы |
Инициативность |
Отсутствует: Ребенок не проявляет никакой активности и пассивно следует за взрослым |
0 |
Слабая: Ребенок редко (2 — 3 раза) проявляет инициативу и предпочитает следовать за взрослым |
1 | |
Средняя: Ребенок проявляет инициативу почти во всех пробах, но его действия однообразны |
2 | |
Высокая: Ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям и демонстрирует разнообразные способы контактов |
3 | |
Чувствительност к воздействиям взрослого |
Отсутствует: Ребенок вообще не отвечает на предложения взрослого |
0 |
Слабая: Ребенок изредка реагирует на инициативу взрослого, предпочитая индивидуальную игру |
1 | |
Средняя: Ребенок не всегда отвечает на предложения взрослого |
2 | |
Высокая: Ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия |
3 | |
Средства общения |
Экспрессивно – мимические (Э); |
Э |
Речь (Р) |
Р | |
Активная речь |
Отсутствует: Ребенок не произносит ни слова |
0 |
Низкий уровень: Ребенок повторят за взрослым отдельные слова и предложения |
1 | |
Средний уровень: Ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и животных, может составить двухсловное предложение |
2 | |
Высокий уровень: Ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2 — 3 связных предложения |
3 | |
Понимание речи взрослого |
Отсутствует: Ребенок вообще не понимает речи взрослого |
0 |
Низкий уровень: Ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, которые предлагает взрослый |
1 | |
Средний уровень: Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый |
2 | |
Высокий уровень: Ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.) |
3 | |
Способность к выполнению речевых инструкций взрослого |
Отсутствует:Ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого |
0 |
Низкая: Ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции |
1 | |
Средняя: Ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на названия признаков предмета |
2 | |
Высокая: Ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предмета |
3 |
Информация по теме:
Реализация организации самостоятельных работ учащихся при изучении темы "Табличное
умножение и соответствующие случаи деления"
Мы в своей работе по развитию у учащихся 1-го класса умений самостоятельно работать руководствовались общими выводами и рекомендациями по данной проблеме на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также применяли различные методы и ср ...
Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...
Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент всей системы обучения РКИ: учащийся должен уйти с занятия не с осознанием того, что он выучил, например, формы предложного падежа, а с осознанием того, что научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека, учреждения. ...