Для большей наглядности представим данные на гистограмме 1
Гистограмма 1
Процентное соотношение параметров формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста (по уровням)
Примечание к гистограмме 1:
1 – инициативность
2 – чувствительность к воздействиям взрослого
3 – активная речь
4 – понимание речи
5 – способность к выполнению речевых инструкций
Таким образом, при качественном анализе диагностики, можно обратить внимание на невысокий уровень сформированности речевых умений малышей.
У Марины, Саши, Андрея, Ани, Даши отсутствует внятная речь, очень низкий уровень формирования речевых умений.
Даша, Соня, Женя, Валя, Петя, Света используют в речи отдельные слова, имеют средний уровень формирования речевых умений, достаточный объем пассивного словаря, односложно отвечают на вопрос, чаще всего при ответе используют мимику и жесты.
Речь у Оли, Кати, Вовы, Данила характеризуется отдельными словами, высоким уровнем формирования речевых умений, широким пассивным словарем, понятно и связно отвечают на вопросы, ответ сопровождают мимикой и жестами.
Итак, уровень сформированности речевых умений большинства детей недостаточен.
Во время непосредственного обследования мы обратили внимание на состояние пальчиковой и ручной моторики детей первой младшей группы.
Исходя из результатов наблюдений пришли к выводу, что у малышей имеются повторения одного и того же движения, резко выраженная замедленность движения пальцев рук, что говорит о несформированности мелкой моторики кистей рук, то есть у обследуемых детей раннего возраста наблюдается недоразвитие ручной моторики.
Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента показывают, что формирование речевых умений у детей 2 — 3 летнего возраста будет более эффективным в случае соблюдения следующего условия: использование специально организованных игровых упражнений на развитие мелкой моторики.
Нами были изучены и проанализированы труды многих известных педагогов, психологов: Е.М. Мастюковой, М.И. Ипполитовой, Л.A. Даниловой, С.Е. Гавриной, H.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, Г.В. Беззубцевой, Т.Н. Андриевской и др., они дают полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук детей.
Анализ психолого — педагогической литературы показал, что существует достаточно обоснованный подход к формированию речевых умений детей посредством работы над мелкой моторикой руки.
Но есть и противоречия между обоснованной необходимостью развития мелкой моторики именно в раннем возрасте и недостаточной осведомленностью педагогов дошкольных образовательных учреждений о значимости этой работы.
Мы предположили, что для успешного формирования речевых умений малышей необходимо создание такого комплекса упражнений, который включает в себя весь комплекс мер по развитию мелко моторной координации.
Нами был разработан комплекс пальчиковой гимнастики в условиях дошкольного учреждения, направленный на формирование речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.
Информация по теме:
Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...
Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в
высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...