Ситуация III. «Совместное разглядывание картинок»
Цели: выявление уровня сформированности внеситуативно — познавательного общения и речи ребенка.
Процедура проведения диагностической пробы.
Воспитатель привлекает внимание ребенка к книжке и предлагает ее «почитать». Сначала он дает возможность ребенку самому рассмотреть картинки, назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, воспитатель старается вовлечь его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае если ребенок принимает эту форму взаимодействия, воспитатель строит ее в такой последовательности:
·просит назвать 2—3 знакомых животных, спрашивая: «Кто это?» «Где живет?» «Что делает?» и т. д. Если ребенок молчит, воспитатель сам отвечает на эти вопросы и просит повторить высказывания;
·предлагает найти среди картинок машинку или самолет и просит назвать изображенный на картинке предмет;
·показывает картинки с изображениями детей и спрашивает, что они делают («Что делает девочка?»). Если ребенок не отвечает, воспитатель просит его показать ту или иную картинку (например, ту, где нарисована девочка, которая ест, или рисующий мальчик);
·показывает картинки с животными и просит показать одну из них (например: где птичка сидит на дереве).
В случае полной пассивности ребенка и отказа выполнять инструкции воспитателя картинки убираются, а воспитатель пытается осуществить с ребенком другие виды общения. Диагностические ситуации проводились индивидуально с каждым ребенком.
При анализе данной ситуации было выявлено, что большинство детей группы не проявляли интерес к совместному разглядыванию картинок, предпочли рассматривать книжку самостоятельно. Те дети, которые приняли эту форму взаимодействия, выполнили указания взрослого, а именно: назвали 2 — 3 знакомых животных с рассказом о них; ответили на вопросы по картинке с изображением машины, детей.
В результате последовательного анализа оценок по каждому заданию, подсчета количества ответов детей, отнесенных к каждому из трех установленных уровней, были получены данные, которые представлены в таблице.
Таблица
Показатели уровня формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Параметры речи |
Кол – во детей по каждому уровню формирования речи |
Проценты % | ||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Инициативность |
2 |
3 |
10 |
13,3 |
20 |
66,7 |
Чувствительност к воздействиям взрослого |
3 |
4 |
8 |
20 |
26,7 |
53,3 |
Средства общения |
Экспрессивно – мимические (Э) Речь (Р) (не оценивается по балльной системе) | |||||
Активная речь |
4 |
6 |
5 |
26,7 |
40 |
33,3 |
Понимание речи |
5 |
3 |
7 |
33,3 |
20 |
47,7 |
Способность к выполнению речевых инструкций |
2 |
4 |
9 |
13,3 |
26,7 |
60 |
Информация по теме:
Реализация курса для
пятого класса школы №320 г. Красноярска
Программа курса «Университетское образование» была реализована частично в школе №320 г. Красноярска. Первые три занятия были посвящены знакомству. На первом занятии курса «Университетское образование», которую вел Васильев Виктор Георгиевич, было зафиксировано нами, что дети в этом возрасте не могу ...
Применение моделирования для развития математических представлений старших
дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...
Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через
игру
Игра в жизни младшего школьника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра младшего школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по прав ...