Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста

Педагогика » Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки » Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста

Страница 2

Для осуществления диагностики формирования речи, мы взяли критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой:

·Инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям)

·Чувствительность к воздействиям взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого)

·Активная речь (использование вербальных средств)

·Понимание речи (понимание ребенком слов взрослого)

·Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого)

Методика обследования была представлена в форме диагностических ситуаций для определения уровня формирования речевых умений детей. В каждом из пяти диагностических тестов были выделены три уровня развития:

1 — Высокий

2 — Средний

3 — Низкий.

Высокий уровень формирования речевых умений проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо сформированной речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого.

Средний уровень формирования речевых умений заключается в неравномерном развитии активной (экспрессивной) и пассивной (импрессивной) речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами. При среднем уровне сформированности речи ребенок выполняет простые инструкции взрослого, но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.

При Низком уровне формирования речевых умений ребенка все его показатели оцениваются не более чем 1 баллом. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет только самые элементарные инструкции.

Отнесение ответов каждого ребенка к определенному уровню, производилось на основании сочетаний оценок (по трехбалльной шкале), полученных во время проведения диагностических ситуаций.

При выявлении исходного уровня формирования речевых умений нас интересовала гармоничность развития основных ее параметров: формирование активной речи, понимание речи и способности к выполнению речевых инструкций в процессе общения.

Методика диагностирования исходного уровня включала следующие диагностические ситуации: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым» и «Совместное разглядывание картинок».

Охарактеризуем диагностические ситуации более подробно:

Ситуация I. «Пассивный взрослый»

Цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно — деловое, внеситуативно — познавательное или ситуативно — личностное) определение уровня инициативности ребенка в общении.

Процедура проведения диагностической пробы.

Взрослый садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребенка, не проявляя никакой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение 1 минуты ребенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...

Характеристика методов воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...

Реализация курса для пятого класса школы №320 г. Красноярска
Программа курса «Университетское образование» была реализована частично в школе №320 г. Красноярска. Первые три занятия были посвящены знакомству. На первом занятии курса «Университетское образование», которую вел Васильев Виктор Георгиевич, было зафиксировано нами, что дети в этом возрасте не могу ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru