Для осуществления диагностики формирования речи, мы взяли критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой:
·Инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям)
·Чувствительность к воздействиям взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого)
·Активная речь (использование вербальных средств)
·Понимание речи (понимание ребенком слов взрослого)
·Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого)
Методика обследования была представлена в форме диагностических ситуаций для определения уровня формирования речевых умений детей. В каждом из пяти диагностических тестов были выделены три уровня развития:
1 — Высокий
2 — Средний
3 — Низкий.
Высокий уровень формирования речевых умений проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо сформированной речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого.
Средний уровень формирования речевых умений заключается в неравномерном развитии активной (экспрессивной) и пассивной (импрессивной) речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами. При среднем уровне сформированности речи ребенок выполняет простые инструкции взрослого, но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.
При Низком уровне формирования речевых умений ребенка все его показатели оцениваются не более чем 1 баллом. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет только самые элементарные инструкции.
Отнесение ответов каждого ребенка к определенному уровню, производилось на основании сочетаний оценок (по трехбалльной шкале), полученных во время проведения диагностических ситуаций.
При выявлении исходного уровня формирования речевых умений нас интересовала гармоничность развития основных ее параметров: формирование активной речи, понимание речи и способности к выполнению речевых инструкций в процессе общения.
Методика диагностирования исходного уровня включала следующие диагностические ситуации: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым» и «Совместное разглядывание картинок».
Охарактеризуем диагностические ситуации более подробно:
Ситуация I. «Пассивный взрослый»
Цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно — деловое, внеситуативно — познавательное или ситуативно — личностное) определение уровня инициативности ребенка в общении.
Процедура проведения диагностической пробы.
Взрослый садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребенка, не проявляя никакой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение 1 минуты ребенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.
Информация по теме:
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...
Значение участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с
детьми
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные се ...
Предложите способ систематизации видов педагогических целей или одну из
таксономий целей
Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объекта, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. В когнитивную область входят цели от запоминания и воспроизведения учебн ...