В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А. Короленко.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Эти звуки – шумовые
Только есть ещё другие:
Не шуршащие, не стуки –
Музыкальные есть звуки.
О музыкальных звуках рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку, пианино.
«Жила. - была девочка звали её Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина, и спать пошла. Уснула девочка, и приснился ей удивительный сон:
Будто дома она и кошка
И сидит она у окошка.
А за спиной: «Бум, бум!»
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит – пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот–вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась!
Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши – прыг!
И чудо случилось вмиг
Мурка по клавишам идет,
А пианино поёт, Мурка неслышно ступает
А пианино ей ласково отвечает.
Тут второе чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
«Мяу, всё тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!» –
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит,
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдёт –
Низким голосом пианино поёт,
А если повернёт правее –
Звуки всё Выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий
А чем толще, длиннее струна,
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает –
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поёт,
Мурка дальше идёт
Думает девочка Нина:
«Совсем нестрашное пианино,
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался: Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн».
Информация по теме:
Психолингвистические основы словообразования у детей дошкольного возраста
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуни ...
Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической
культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...
Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...