Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии

Педагогика » Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии

Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств». Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, это отражается и в школьной программе коррекционной школы по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.

Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом».[45, 268] Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.

Цель дипломного сочинения: рассмотреть взаимосвязь литературы и музыки на уроках чтения и музыкальной работе в коррекционной школе VIII вида.

Задачи: 1. Рассмотреть возможности использования музыки на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида.

2. Рассмотреть возможности использования литературных произведений на уроках музыки.

3. Разработать методику использования литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии.

Методология. Свою работу строю на использовании методик В. А. Сухомлинского, Д. И. Кабалевского, Е. И. Евтушенко.

Структура. Дипломное сочинение состоит из введения, в котором ставятся цели и задачи исследования. Из 2-х глав: глава 1 – Взаимосвязь литературы и музыки на уроках в коррекционной школе VIII вида; глава 2 – Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии. В главе первой рассматривается взаимосвязь литературы и музыки на уроках и во внеклассной деятельности в коррекционной школе. В главе второй приведен ряд разработок использования литературы на уроках музыки. И заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы. В конце приведен список литературы, состоящий из 51 наименований литературных изданий, и представлены приложения, в которых раскрывается взаимосвязь музыки и литературных произведений на уроках и внеклассных мероприятиях.

Информация по теме:

Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...

Характеристика атлетической гимнастики
Атлетизм (культуризм)- это система физических упражнений, главным образом, с отягощением, которая основывается на научных знаниях анатомии, физиологии, основ питания, а также техники и методики выполнения силовых упражнений. Среди многообразных средств и методов физического воспитания занятия с тяж ...

«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru