Использование литературы на уроках музыки

Страница 1

Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем:

• в единстве возникновения: один источник – звук;

• в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жанры и др;

• в единстве предназначения, функции – общение, психовоздействие;

• в общности проявления – как форма отражения действительности;

• в возможности передачи опыта и истории поколений;

• в воспитательном и эмоциональном воздействии на человека;

• в творческом развитии личности ребенка.

Продолжая идеи Д. Б. Кабалевского, связь литературы с музыкой рассматривается по следующим линиям (указанным в программе 5 класса), а именно:

• Литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет и др.

• «Вторая жизнь» песни в инструментальном сочинении.

• Взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных произведениях.

• Общность и специфика выразительных средств музыки и литературы.

• Роль музыки в литературных произведениях.

• «Вторая жизнь» стихотворения в музыкальном произведении.

В 6 классе в связи с темами «Преобразующая сила музыки» и «В чем сила музыки» возможно продолжение рассмотрения взаимосвязей музыки и литературы с позиции их влияния на человека, углубляя понятие общего и различного в каждом из искусств.

В 7 классе («Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия») естественным продолжением является линия знакомства с литературной основой жанров и взаимодействие слов и музыки в вокальных произведениях.

В 8 классе («Что значит современность в музыке?», «Музыка серьезная и музыка легкая», «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки», «Великие наши современники») особенно важно обратить внимание на взаимоотношение слова и музыки в вокальных произведениях, авторских песнях и современных шлягерах, сравнить это с романсами, с особенностями воплощения одной и той же темы в музыке «легкой» и «серьезной».

Так что же общего и различного между искусствами?

Очень интересно предложить ребятам поразмышлять над тем: «Друзья или соперники музыка и литература?» Дети должны сами найти общее между ЗВУКОМ в музыке и значением слова ЛИТЕРА (буква) в литературе. Пусть они почувствуют в стихотворном произведении все признаки музыкальной интонации (ПОЭТ – ПОЕТ): темп, ритм, динамику и т. д. Например:

Осенние лисья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес,

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны

И зреет в нем сила для новой весны.

А. Майков.

При интонационном анализе данного стихотворения следует пользоваться советами, которые дает в свое статье композитор Э Захаров «Музыкальное у Блока». Он пишет:

«Интонация. Прежде всего, интонация бывает мажорная или минорная, повышающаяся или понижающаяся. Движение поэтической мысли, поэтического настроения ярко проявляется в интонационной характеристике слова или фразы.

Интервал. В каком-то смысле интервал связан с интонацией, так как интонация часто выражает себя интервалом. Интервал широкий или узкий – может пониматься как поэтический жест, широкий или ограниченный в своем движении, сильный или слабый, утверждающий или бессильный. Один и тот же интервал по –разному звучит в разных поэтических регистрах.

Темп. Необходимая поэтическая категория в формировании образа. Достаточно сравнить стихотворения Пушкина «Мчатся тучи…» и «На холмах Грузии», чтобы представить себе, о чем идет речь. Присутствие темпа легко может быть найдено и в прозе. Естественно, что всякий темп протекает (осуществляется) в том или ином ритме, как и всякий ритм, протекает в том или ином темпе.

Пульс. Композитор скорее скажет «Пульс», чем «метр». Для него метр – нечто абстрактное, теоретическое, тогда как пульс – реальное музыкальное осуществление. Пульс – регулярное повторение метрики в определенном темпе. Пульса вне времени не может быть, это абстрактное понятие, не имеющее значение для жизни музыки. Развитие события – музыкального или поэтического – всегда происходит в каком-либо пульсе. Прерывистость пульса всегда связана с фактором ритма высшего порядка.

Фраза. Поэтическая фраза легко ассоциируется с фразой музыкальной, тогда под фразой можно понимать объем поэтического дыхания, который требует той или иной длины строки».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении
В тестовых материалах, входящих в корпус Государственного стандарта по русскому языку как иностранному (РКИ), представле­ны различные модели субтестов по всем четырем видам речевой дея­тельности. В данном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращенной к тестируемому, представлен т ...

Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...

Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru