Использование литературы на уроках музыки

Страница 3

В этой песне ребята могут найти и дать образное определение скачкам в мелодии, связанным с поэтическим словом - образом, смене размера и лада в припеве. Такая работа воспитывает у школьников чуткость к музыкально - поэтической интонации, обостряет слуховое внимание, знакомит с творческой лабораторией поэта и композитора, будит творческое воображение.

Для раскрытия взаимосвязи литературного сюжета в оперном жанре в 8 классе в теме " Что такое современность в музыке" можно обратиться к " Пиковой даме" ГШ Чайковского и " Алекс" СВ. Рахманинова. Здесь следует сказать о том, что материал по музыке находится в трех временных соотношениях с тождественным материалом по литературе. Эта временная связь по содержанию изучаемых дисциплин выражается в виде опережения, согласованности и отставания в изучении одинаковых тем и понятий.

Межпредметная связь, согласованная во времени, позволяет полнее и глубже раскрыть изучаемую тему, избежать дублирования материала; положительным можно считать отставание во времени изучения идентичного материала, так как в этом случае учитель может использовать на уроках музыки, имеющиеся у школьников знания; связь музыки в виде опережения, затрудняет работу учителя, ограниченную рамками одночасового занятия в неделю, лишает возможности глубокого изучения материала урока.

" Вторая жизнь" стиха в музыке.

Если открыть томик стихов А. К. Толстого, то можно увидеть, что большое количество их получили свое продолжение в произведениях композиторов, тем самым обретая " вторую жизнь". Возможно, что некоторые из них были бы совсем забыты, если бы не музыка. Назовем наиболее известные среди них:: " Колокольчики мои", "Средь шумного бала", " Не ветер вея с высоты", "Острою секирой", " Звонче жаворонка пенье", " Горними тихо летела душа небесами", " То было раннею весной". " Бывает и так, что прекрасные романсы пишутся на тексты поэтов второстепенных, как это нередко можно встретить у Чайковского. В таких случаях композитору удается облагородить стихи, « омыть» их, по выражению Глинки, в атмосфере высокой музыки.

Но бывает и так, что композитору необходимо подняться до уровня признанного шедевра поэзии и стать равным великому мастеру стиха. Тогда происходит чудо - идеальное слияние высокой поэзии и изумительной музыки. Одно из таких поразительных чудес в русском искусстве - романс Михаила Ивановича Глинки " Я помню чудное мгновенье", в котором музыка изумительно соответствует гениальному творению Пушкина, придавая ему еще большую глубину и силу чувств.

Плавно, почти невесомо, как пух, летящий с весенних цветов, возникает мелодия, начинающая романс:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты .

Легкие, похожие на звуки арфы, немного грустные аккорды оттеняют напевное звучание голоса, передающего мимолетность видения, явившегося поэту.

И вдруг наступает перелом. Словно бурь порыв мятежный, врываются взволнованные, настороженные звуки фортепиано. Распевная мелодия сменяется вокальной декламацией, почти речитативом. Волшебный женский образ стерся в памяти, его поглотили тревоги шумной суеты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Но вот опять возникла мелодия, которой начинался романс. Она уже звучит не мечтательно, не лирическим воспоминанием. В ней - радость встречи, возрождение любви, а следовательно - жизни и творчества. Конец романса звучит восторженно, страстно, жизнеутверждающе.

Современники Глинки писали, что, для того чтобы по- настоящему понять музыку великого композитора, нужно было услышать исполнение им собственных романсов. " Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви,- вспоминал Серов,- высказывалась в романсе " Я помню чудное мгновенье". Композитор следит за каждою мыслью поэта, рисует каждую строфу отдельной картиной, не нарушая между тем целостности формы и ее простой пластичности. Строфа: «Шли годы. Бурь порыв мятежный» и следующая «В глуши, во мраке заточенья», буквально передавая в музыке поэтический смысл стихов, минорными и диссонансными гармониями, выражают настроение души, темное, печальное, безотрадное, пока опять блеснет и засияет своим кротким светом та, которая уже являлась певцу-

Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Это отрадное возвращение к свету после тягостного мрака, это радостное "пробуждение души" дает музыке одну из самых ей вполне доступных и драгоценных задач. Музыка туг совершенно в своей стихии и, разумеется, что под властью такого могучего заклинателя жизни звуков, как Глинка, впечатление мысли и исполнения выходило очаровательное!"

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Практическое направление политологического подхода при изучении обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов. В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, ...

Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми
Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах агрессии – непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. ...

Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru