Использование литературы на уроках музыки

Страница 2

Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но не упрошенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха .

Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как музыкальное начало.

Блок " Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен . мелодией одной звучит тоска и радость ."

Гоголь: " Если и музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?" Блок: « Нет, музыка нас не покинет . все кончается, только музыка не умирает".

Литературная основа музыкальных жанров осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.

Из всего многообразия взаимодействия музыки и слова в песне можно выделить два основных типа:

• параллелизм текста (слова) и музыки - тождество их обшего эмоционального тона;

• перекрывание текста мелодией - когда эмоциональная выразительность мелодии более глубокая, чем у текста или не совпадает с ним.

Рассмотрим это на примерах.

" Будь со мною ." ( Молитва). Музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Энтина. Светлый, возвышенный музыкальный образ создается уже во вступлении к песне. Большое расстояние между регистрами создает ощущение связи между землей и небом. Простая, безыскусная мелодия, широкое дыхание во фразах, повторяющиеся мотивы, постепенно поднимающиеся вверх, передают характер сдержанной, но настойчивой просьбы. Сопровождение не мешает желанию мелодии быть услышанной, поддерживая ее спокойным движением восьмых в трезвучиях и септаккордах.

Поэтический текст полностью соответствует заявленному жанру молитвы. Однако, прочитанный вне музыки, он теряет остроту эмоционального воздействия. Здесь можно говорить о перекрывании музыкой текста.

" Капли и море." Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева. В этой песне наблюдается полное слияние слов и музыки.

Вопросительная интонация стихотворения передана удивительно точно в секвенционно построенной мелодии, причем ребята могут изобразить ее в графике, на котором она напоминает и волну, и вопросительный знак. Найденная композитором интонация вопроса сохраняется на весь куплет, изменяясь только в последних пяти тактах на утвердительную (вопрос - ответ). Здесь же в музыке слышен и изобразительный момент в виде "журчащих'' шестнадцатых. Такое слияние слова и музыки настолько ощутимо, что ребята могут выявить это сами. Это поможет им при разучивании песни, так как становятся понятными скачки в мелодии, те или иные " неудобные" для исполнения интервалы. Например, септима между словами "ребята много" или долго " текущие" слова РЕКА, РУЧЕЕК. Куплетная форма не помешала композитору сохранить основную идею поэтического текста.

Но есть еще один тип взаимоотношений между словом и музыкой, который определяется как " перекрывание мелодии текстом". Такое явление наблюдается в жанре авторской песни.

Говоря о взаимосвязях между поэтическим и музыкальным текстами, нельзя забывать, что постижение ее происходит в процессе работы над песней и что слова в ней несут не только новую информацию, но и воспитывают. Донесение до слушателей всей полноты заключенного в нем содержания зависит не только от владения вокально- хоровыми навыками, но и от соблюдения логики речи в пении. Широко известны слова К.С. Станиславского, в которых он призывал петь мысль. Рассмотрим это на примере.

В песне Я. Дубравина на стихи В. Суслова " Гармошка" литературная фраза первого куплета представляет собой сложное предложение:

«Только вечер заглянет в окошко,

Выйдут звезды водить хоровод,

Зазвенит под окном, заиграет гармошка

Всех ребят за собой уведет».

А музыкальный материал ее - два коротких и один длинный мотив. Они дробят литературную фразу, расставляют свои логические ударения (вершины), из - за чего теряется мысль текста. С ребятами следует найти главную кульминацию данного предложения, исходя из литературного текста. Она будет приходиться скорее всею на слово ГАРМОШКА, именно к нему должно идти развитие.

Во второй половине этого же куплета сложное предложение:

«За селом на зеленой опушке

Разольется в вечерней тиши

И такие рассыплет частушки –

Только пой и пляши».

Музыкальное предложение отделяет мотив первой строчки от второй, а дальше следует большое музыкальное построение, соединяющее три следующих строчки. Здесь требуется не только поиск логического центра, но и оправданных цезур или дыханий. В припеве дробление на короткие мотивы провоцирует на дыхание между словами пшеницею и легкокрылой, что следует предупредить, заранее обратив внимание ребят на логику текста. Внимания требует и несовпадающий акцент в слове улетает ( в музыке он приходится на первый слог - букву У).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Воспитание идея казахских пословиц
В этих же целях широко были использованы жанры устного народного творчества как лирические, исторические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские слова и слова благословения и др. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Хороший ребенок – опора, плохой ре ...

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...

Динамика уровня сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в мае, были проанализированы результаты экспериментальной логопедической работы по обучению словообразовательных умений у детей шестого года жизни со стертой дизартрией. Для проведения обследования была использована та же методика, которую мы п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru