Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но не упрошенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха .
Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как музыкальное начало.
Блок " Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен . мелодией одной звучит тоска и радость ."
Гоголь: " Если и музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?" Блок: « Нет, музыка нас не покинет . все кончается, только музыка не умирает".
Литературная основа музыкальных жанров осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.
Из всего многообразия взаимодействия музыки и слова в песне можно выделить два основных типа:
• параллелизм текста (слова) и музыки - тождество их обшего эмоционального тона;
• перекрывание текста мелодией - когда эмоциональная выразительность мелодии более глубокая, чем у текста или не совпадает с ним.
Рассмотрим это на примерах.
" Будь со мною ." ( Молитва). Музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Энтина. Светлый, возвышенный музыкальный образ создается уже во вступлении к песне. Большое расстояние между регистрами создает ощущение связи между землей и небом. Простая, безыскусная мелодия, широкое дыхание во фразах, повторяющиеся мотивы, постепенно поднимающиеся вверх, передают характер сдержанной, но настойчивой просьбы. Сопровождение не мешает желанию мелодии быть услышанной, поддерживая ее спокойным движением восьмых в трезвучиях и септаккордах.
Поэтический текст полностью соответствует заявленному жанру молитвы. Однако, прочитанный вне музыки, он теряет остроту эмоционального воздействия. Здесь можно говорить о перекрывании музыкой текста.
" Капли и море." Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева. В этой песне наблюдается полное слияние слов и музыки.
Вопросительная интонация стихотворения передана удивительно точно в секвенционно построенной мелодии, причем ребята могут изобразить ее в графике, на котором она напоминает и волну, и вопросительный знак. Найденная композитором интонация вопроса сохраняется на весь куплет, изменяясь только в последних пяти тактах на утвердительную (вопрос - ответ). Здесь же в музыке слышен и изобразительный момент в виде "журчащих'' шестнадцатых. Такое слияние слова и музыки настолько ощутимо, что ребята могут выявить это сами. Это поможет им при разучивании песни, так как становятся понятными скачки в мелодии, те или иные " неудобные" для исполнения интервалы. Например, септима между словами "ребята много" или долго " текущие" слова РЕКА, РУЧЕЕК. Куплетная форма не помешала композитору сохранить основную идею поэтического текста.
Но есть еще один тип взаимоотношений между словом и музыкой, который определяется как " перекрывание мелодии текстом". Такое явление наблюдается в жанре авторской песни.
Говоря о взаимосвязях между поэтическим и музыкальным текстами, нельзя забывать, что постижение ее происходит в процессе работы над песней и что слова в ней несут не только новую информацию, но и воспитывают. Донесение до слушателей всей полноты заключенного в нем содержания зависит не только от владения вокально- хоровыми навыками, но и от соблюдения логики речи в пении. Широко известны слова К.С. Станиславского, в которых он призывал петь мысль. Рассмотрим это на примере.
В песне Я. Дубравина на стихи В. Суслова " Гармошка" литературная фраза первого куплета представляет собой сложное предложение:
«Только вечер заглянет в окошко,
Выйдут звезды водить хоровод,
Зазвенит под окном, заиграет гармошка
Всех ребят за собой уведет».
А музыкальный материал ее - два коротких и один длинный мотив. Они дробят литературную фразу, расставляют свои логические ударения (вершины), из - за чего теряется мысль текста. С ребятами следует найти главную кульминацию данного предложения, исходя из литературного текста. Она будет приходиться скорее всею на слово ГАРМОШКА, именно к нему должно идти развитие.
Во второй половине этого же куплета сложное предложение:
«За селом на зеленой опушке
Разольется в вечерней тиши
И такие рассыплет частушки –
Только пой и пляши».
Музыкальное предложение отделяет мотив первой строчки от второй, а дальше следует большое музыкальное построение, соединяющее три следующих строчки. Здесь требуется не только поиск логического центра, но и оправданных цезур или дыханий. В припеве дробление на короткие мотивы провоцирует на дыхание между словами пшеницею и легкокрылой, что следует предупредить, заранее обратив внимание ребят на логику текста. Внимания требует и несовпадающий акцент в слове улетает ( в музыке он приходится на первый слог - букву У).
Информация по теме:
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...
Хронология. Формирование представлений о летоисчислении
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Из ...
Методика проведения тестирования в
средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...