Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах

Педагогика » Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии » Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах

Страница 1

Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки.

Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид.

Краткое изложение фрагмента сказки.

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри», сказал он. Да уж и было чего посмотреть. Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, а что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый – и счесть нельзя, и всё мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже золотые, листики на них серебренные, а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

- Что это за городок? – спросил Миша.

- Это городок Динь-Динь, отвечал папенька и тронул пружинку. И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка Миша не мог понять: он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не из часов ли? И к бюро, и к горке, прислушивался то в том, то в другом месте, смотрел и под стол. Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется потихоньку по небу, а небо и городок всё светлее и светлее, окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот Солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже и ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька поднял крышку на табакерке, и что-то увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки. А папенька отвечает: «Не скажу тебе, Миша, сам посмотри повнимательней да подумай, авось либо отгадаешь. Только вот эти кружочки не трогай, а иначе все изломается». Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел – сидел над ней, смотрел – смотрел, думал – думал: отчего звенят колокольчики?

Между тем музыка играет и играет, вот всё тише да тише, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу… (В.Ф. Одоевский).

Такую музыкальную игрушку можно «нарисовать» и музыкальными звуками. Предлагаю детям послушать «вальс – шутку» Анатолия Константиновича Лядова. После прослушивания музыки то обсуждаем музыкальные впечатления детей. Предлагаю вопросы:

- Понравилась ли музыка?

- Чем?

- Какое настроение вызвала музыка?

- Как относится к музыке (К игрушке) композитор?

На следующем уроке следует познакомить ребят со следующим литературным жанром басни. Такие басни, в которых музыка «главное действующее лицо», писал великий русский баснописец И. А. Крылов. «Осёл и соловей», «Скворец», « Кошка и соловей», « Кукушка и петух» и другие. Но самым ярким примером басни является «Квартет». На примере этой басни дети знакомятся в музыке с таким понятием, в котором участвуют четыре любых музыканта. В музыке это разные квартеты, вокальный и инструментальный. На последующих уроках можно познакомить детей с такими литературными жанрами как рассказ и стихотворение.

В рассказе музыка является таким же главным «действующим лицом», она звучит и в рассказах, произведениях А. Куприна, Л. Михеева. «Медленно ручку шарманки вертя» Предлагается фрагмент рассказа А. Куприна.

«За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левой подмышкой свернутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку с щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старейший член труппы дедушка Мартын Ладыжкин, с шарманкой на скрюченной спине. Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своём веку не один десяток починок. Играла она две вещи унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» обе были в моде лет тридцать сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной дискантовой пропал голос, она совсем не играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей жутки звук, не сразу закрывался клапан раз загудев, она тянула одну и туже басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родное существо. Состарившись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал видеть в ней что-то одушевлённое, почти сознательное, случалось иногда, либо ночью… где ни будь на грязном постоялом дворе, шарманка, оставалась на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин гладил её руками побоку и шептал ласково.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности изучения "Web конструирования" школьном курсе информатики и ИКТ
В настоящее время, в Российском образовании, большое внимание уделяется процессу обучения Информатики и ИКТ. В школьном курсе информатики и ИКТ содержится много разделов, которые в свою очередь носят индивидуальный характер. Каждый раздел раскрывает учащимся свою область знаний, которую он содержит ...

Общая характеристика младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста – с 6 до 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде все ...

Продуктивные методы обучения
Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состоян ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru