Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах

Педагогика » Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии » Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах

Страница 3

В части второй главы первой раскрывается использование литературы на уроках музыки.

Продолжая идеи Д. Б. Кабалевского, связь литературы с музыкой рассматривается по следующим линиям (указанным в программе 5 класса), а именно:

• Литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет и др.

• «Вторая жизнь» песни в инструментальном сочинении.

• Взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных произведениях.

• Общность и специфика выразительных средств музыки и литературы.

• Роль музыки в литературных произведениях.

• «Вторая жизнь» стихотворения в музыкальном произведении.

В 6 классе в связи с темами «Преобразующая сила музыки» и «В чем сила музыки» возможно продолжение рассмотрения взаимосвязей музыки и литературы с позиции их влияния на человека, углубляя понятие общего и различного в каждом из искусств.

В 7 классе («Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия») естественным продолжением является линия знакомства с литературной основой жанров и взаимодействие слов и музыки в вокальных произведениях.

В 8 классе («Что значит современность в музыке?», «Музыка серьезная и музыка легкая», «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки», «Великие наши современники») особенно важно обратить внимание на взаимоотношение слова и музыки в вокальных произведениях, авторских песнях и современных шлягерах, сравнить это с романсами, с особенностями воплощения одной и той же темы в музыке «легкой» и «серьезной». Литературная основа музыкальных жанров осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.

Говоря о взаимосвязях между поэтическим и музыкальным текстами, нельзя забывать, что постижение ее происходит в процессе работы над песней и что слова в ней несут не только новую информацию, но и воспитывают. Донесение до слушателей всей полноты заключенного в нем содержания зависит не только от владения вокально- хоровыми навыками, но и от соблюдения логики речи в пении.

Часть третья главы первой указывает на взаимосвязь литературы и музыки на праздниках и развлечениях. Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.

Широко представлено музыкальное исполнительство. Дети поют песни, выполняют перестроения, танцуют, водят хороводы, играют в ансамблях на различных инструментах. Музыка создает эмоциональный фон, смену настроений (торжественно-приподнятое, радостно-веселое, нежно-лирическое, шутливое и т.д.).

По-разному на празднике может звучать и выразительное слово: индивидуальное чтение стихотворений, отгадывание и загадывание загадок, участие в перекличке. Довольно часто используются игры-инсценировки, драматизации.

Объединенное воздействие разных видов искусств усиливает художественные впечатления ребенка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу торжества, его основную направленность.

В главе второй дипломного сочинения раскрывается практическое использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми.

Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Приводится фрагмент урока: стихотворение А.А. Короленко. О музыкальных звуках так же рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку, пианино.

Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки». Задачи: На музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие музыки различие тембров влияют на разные, динамические изменения - одно из средств развития музыки. Так же познакомить детей с такими музыкальными терминами как: лад, тембр, динамика через литературное слово.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего ...

Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...

Сущность проблемного обучения
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении нов ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru