Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах

Педагогика » Использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми с отставанием в развитии » Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах

Страница 2

- Что, брат? Жалуешься? А ты терпи. Дедушка одной рукой непрерывно вертит ручку шарманки, извлекая из неё дребезжащий, кашляющий мотив» (Ф. Куприн).

Для более эмоционального воздействия можно прочитать ещё и стихотворение «Шарманщик» Г. Галиной.

Шарманщик.

Музыка, музыка где-то звучит!

Борются звуки с осенним дождём,

Старый шарманщик печально споёт

Там, за окном,

Медленно ручку шарманки вертя…

Видно, устала рука…

«Дайте на хлеб!» – умоляет, грустя,

Взгляд старика.

Поздно, он бродит сегодня давно

С жалкой шарманкой своей.

Дети! Откройте, откройте окно

И помогите скорей.

Г. Галина.

Далее следует рассказать ребятам, что такое шарманка? В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносились с непростой судьбой её владельца. Шарманка представляет собой небольшой переносной ящик с механизированным звукоизвлечением. На её валиках записано несколько нот, которые начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку. Первая песенка, исполненная на шарманке называлась «Прекрасная Катрин», от неё и пошло название шарманки «шарман» по французки – «прекрасная».

Бедному владельцу шарманки слушатели бросали жалкие гроши. Запись песен постепенно стиралась, и шарманка начинала фальшивить, поэтому сейчас, когда давно уже шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое: «Ну, опять свою шарманку завёл!» Из цикла « Детский альбом» П. И. Чайковского слушаем пьесу «Шарманщик поёт».

После прослушивания музыкального произведения проходит обсуждение и обобщение музыкального впечатления детей. Ребята придут к выводу, что в музыке мелодия плачет, как слезы падают нотки, и на мгновение на слабом звуке застревает, словно горло музыканта перехватило безысходное отчаяние.

Завершает знакомство с темой четверти «музыка в центре кинофильма».

Музыка в кино несёт не только эмоциональную нагрузку, но так же может стать художественным образом в кино, где играет если не главную роль, то является одним из главных действующих лиц. Существует много замечательных фильмов о композиторах «Большой вальс» об Иоганне Штраусе, «Чайковский», «Мусоргский», «Глинка». А так же прекрасные мюзиклы «Учитель пения», «Буратино», «Красная шапочка», «Мери Поппинс до свиданья».

Звуки музыки, мультипликационные фильмы и так далее, в которых показывают, как музыка перевоплощает героев из непослушных и баловников в разумных и внимательных, в сердцах злых героев зажигает искорку доброты и как музыка своей силой может объединять людей.

Обобщая тему «Связь литературы и музыки», задавая вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» дети приходят к выводу музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания людей.

Литература обогащает музыку, дает ей поэтические сюжеты, без литературы, не существуют также жанры как опера, балет, вокальная музыка.

Литературное слово должно проходить сквозной темой на протяжении восьми лет обучения музыки в школе, так как связь литературы и музыки, близость интонации слова с мелодической, приводит к обобщению литературного и музыкального образа, что и должны почувствовать учащиеся.

Но, прежде всего об этом должны помнить педагоги, так как в их руках находятся детские души, такие восприимчивые к музыке и литературе.

В первой главе дипломного сочинения раскрыта взаимосвязь музыки и литературы, обусловившая постоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

В первой части главы первой раскрывается взаимосвязь литературы и музыки ан уроках чтения, которую мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика. Многие литературные произведения положены на музыку. Художественное преимущество в сочетании звуков в том, что в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов. Но существует и обратное влияние литературных форм на музыку. Музыка от литературы перенимает свободу развертывания и стремление к конкретности. Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования.

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся, наиболее удачные слова, стихи, песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Анализ программ по биологии с точки зрения возможностей дидактических поисковых моделей
Организация учебной деятельности школьников зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей и общего уровня подготовки школьников. В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Анализируя предлагаемые ...

Проблема развития памяти в научной литературе
Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века пол ...

Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru