Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 1

Эффективность учебно-воспитательной работы определяется не только методами преподавания - учения, а также и формами ее организации. К сожалению, на современном этапе развития дидактической науки нет четкого определения этого понятия, его сущности как педагогической категории.

Понятие « форма » (от лат . Forma - внешность, устройство) трактуется в лингвистике как внешний вид, облик, тип, структура чего-то, что обусловлено определенным содержанием, а с философской позиции это - всякое внешнее выражение какого-либо содержания. Итак, форма любого явления, в том числе и дидактического, определяет внутреннюю организацию, содержание любого предмета или явления и занимает систему его устойчивых связей.

Если метод обучения - это совокупность приемов и способов привлечения к учебно-познавательной деятельности учащихся, включение в работу различных анализаторов, то форма обучения - это специальная конструкция учебного процесса, характер которой обусловливается содержанием обучения, методами, приемами, средствами деятельности учителей и учеников. Эта конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, т.е. реально выступает как процесс взаимодействия учителей и учащихся при работе над определенным учебным материалом.

Форма организации обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учеников, временем и местом обучения, а также с порядком его осуществления.

Конечно, эта организация зависит от выбора дидактических методов, приемов и средств, понимания целей и задач процесса обучения, выполнения рекомендаций психологической и педагогической наук, в частности дидактических закономерностей и принципов в практике работы педагогов. Однако непосредственная деятельность, активное и содержательное взаимодействие учителей и учащихся заключаются именно в организации. Относительно понятий «формы организации обучения» и «организационные формы обучения» - можно констатировать их тождество. Они определяют конкретные формы учебной работы, благодаря которым происходит стабилизация и упорядочение всей учебно-познавательной деятельности учителей и учащихся. Организационные формы обучения и методы обучения находятся в диалектической взаимосвязи. Последние наполняют первые конкретным внутренним содержанием. Например, экскурсии при изучении истории можно использовать с различными целями: в одном случае они применимы для изучения нового материала, а в другом - для его закрепления, установления связи теории с практикой. Понятное дело, что эти экскурсии будут иметь различный внешний вид, и во время их проведения будут применяться различные методы обучения.

В XVIII веке распространяется форма массового обучения, которая впервые была использована еще в братских школах в XVI веке. Ее контуры очертил немецкий педагог-гуманист И. Штурм (1507-1589) - организатор первой классической гимназии в Страсбурге. Теоретически эту форму было обобщено и обосновано в книге Я.А. Коменского «Великая дидактика». Свое дальнейшее развитие она получила в работах К.Д. Ушинского.

Классно - урочная система как форма группового обучения уже более 350 лет царит в школах всего мира.

Были многочисленные попытки подменить ее или свести на нет. Однако ни один заменитель не оправдал себя на практике.

Первую попытку модернизации классно-урочной системы было сделано в конце XVIII - начале XIX века в Англии А. Беллом и Дж. Ланкастером. Она называется «белл-ланкастерская система». В ее основе лежит парное обучение. Тогда была мода на школы «взаимного обучения»: ученики, сгруппированные в десятки (отделения), учились у своих старших товарищей (так называемых мониторов), которых, в свою очередь, учил педагог. Вместо учебников широко использовались иллюстрации, в основном самодельные таблицы.

В конце XIX - начале XX века приобретает актуальность проблема индивидуализации обучения, которая учитывает уровень умственного развития ученика. Это «батевская» система в США, «маннгеймская» - в Европе. Элементы этой системы на современном этапе используются в США, Англии, Австралии, где есть классы для способных учеников. Например, в Англии в школе эти классы комплектуются на основе тестирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассужда ...

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru