Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 6

Основные правила выполнения домашней работы:

работать по плану; прежде выполнять более сложные задачи (теоретические или письменные) систематически осуществлять самоконтроль;

соблюдать режим работы (перерывы через каждые 30-40 минут или после выполнения задания по определенному предмету).

Проверка и оценка результатов домашней работы осуществляется на уроке в процессе опроса, выполнения самостоятельной работы, путем быстрого просмотра письменных работ, повторение изученного, решения задач и упражнений, выполнение лабораторных работ.

Выводы

Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания, а также с процессами научного и обыденного познания. Процесс обучения реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе. Он предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения. В свою очередь объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности. Процесс обучения имеет следующие структурные элементы: цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т. п. Содержанием обучения являются преимущественно знания, умения и навыки. Процесс обучения является целенаправленным. Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания.

Структура процесса обучения включает в себя следующие элементы:

1) цель – конечный результат обучающего процесса;

2) деятельность учителя(преподавание)

3) деятельность учащихся (учение);

4) результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.

К переменным составляющим учебного процесса относятся:

1) содержание учебной деятельности;

2) методы обучения;

3) средства обучения;

4) организационные формы процесса обучения и учебной деятельности.

Итак, латинское слово «processus» означает движение вперед, продвижение вперед. Понятие «обучение » современной дидактикой трактуется как упорядоченное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на достижение задач образования. Понятия «процесс обучения», «учебный процесс» связаны с развитием обучения во времени и пространстве и означают последовательность его актов.

В произведениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение », «процесс обучения» понимали, главным образом, преподавание, целью которого является ученик. В начале XX века в понятие «процесс обучения» входили уже две составляющие - преподавание и учение. Преподавание трактовалось как деятельность учителей, направленная на организацию, усвоения учебного материала учащимися, а учения - как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых знаний.

В современных условиях, когда школа должна давать знания, учить мыслить, всесторонне воспитывать и развивать учеников, эти понятия уточняются.

Под понятием преподавания сегодня понимают упорядоченную деятельность педагога, направленную на реализацию целей обучения (образовательных задач), обеспечение управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и развитием. Под понятием учения - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются приобретенные ранее.

Понятно, что протекание процесса обучения невозможно без взаимодействия, сотрудничества, партнерства между педагогами и учащимися, их деятельностями. Взаимодействие предполагает непосредственные контакты учителя и ученика, сотрудничество, партнерство - контакты, действие которых может распространяться во времени и пространстве. Например, выполнение учащимися домашних заданий, проведение самостоятельных наблюдений, исследований и т.п В любом варианте главным является то, чтобы эти контакты способствовали стимулированию, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, ее организации. И это весьма существенно: без интереса к учебному предмету, учебному материалу ученик не будет работать ни на уроке, ни дома.

В таком случае будем считать, что процесс обучения - это динамическое взаимодействие (сотрудничество, партнерство) учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности школьников с целью усвоения системы научных знаний, умений, навыков, развития и всесторонней воспитанности личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста
Целью проведения исследования является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось нами в сентябре-декабре 2012 г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида города Белово». Эксперимент проводил ...

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей. Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук - психологи, физиологи, лингвист ...

Общая характеристика пространственного мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru