Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 3

- Продолжительностью обучения - классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.), спаренные сокращены занятия (70 мин.), а также уроки «без звонков».

По количеству учащихся, как правило, выделяют индивидуальную и групповую формы обучения. Индивидуальная форма обучения - старейшая в истории педагогики. В древности она заключалась в индивидуальной реализации определенных дидактических задач учащихся при непосредственной или полной помощи учителя. Такое обучение давало возможность индивидуализировать как содержание, так и темп обучения, что, в свою очередь, способствовало постоянному и одновременно подробному контролю над ходом и результатами познавательной деятельности. Педагог мог также контролировать собственные учебные действия и, соответственно, вносить определенные коррективы, приспосабливаясь к обстоятельствам. Такое обучение и в древности, и на современном этапе дает высокий эффект, потому что ученик приобретает определенные знания, практические навыки и умения в оптимальное для себя время, учитывая свои психические особенности и объем учебного материала. Непременным условием получения таких результатов является высокое педагогическое мастерство учителей.

В современной дидактике для определения такой формы обучения употребляют понятие «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход к обучению».

П.И. Сикорский считает, что для индивидуального подхода к субъектам учения необходимо использовать индивидуализацию и дифференциацию их учебной деятельности. По его мнению, индивидуализация обучения направлена на учет специфических индивидуальных особенностей каждого субъекта учения внутри группы, класса, а дифференциация предполагает учет и подобное изучение типичных особенностей групп субъектов учения.

Сравнивая понятия «индивидуализация» и «дифференциация» за И. Унтом, можно отметить их общие черты: оба являются формой реализации принципа обучения - рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы; учитывают индивидуально-психические особенности субъектов учения и соответственно структурируются.

Основным отличием между ними является то, что дифференциация не только учитывает индивидуально-психические особенности субъектов учения, но и предусматривает организацию для типологических групп обучения по разным учебным планам и программам.

Чтобы окончательно развести понятия «индивидуализация» и «дифференциация» П.И. Сикорский вводит понятие «индивидуально-группового» и «индивидуализированного» обучения их отличительные особенности: во-первых, индивидуализированное обучение реализуется индивидуальными формами, а дифференцированное - групповыми, во-вторых, дифференцированное обучение является более широким и чаще применяемым понятием и предполагает типологическое группировки субъектов учения, в-третьих, средствами дифференцированного обучения достигаются лучшие результаты в развитии личности ученика.

Индивидуально-групповое обучение предполагает такую организацию учебного процесса, когда каждый субъект учения выполняет индивидуально-одинаковы для всех учащихся задачи в составе группы, а индивидуализированное обучение - такой организации усвоения знаний, умений, навыков, которое позволяет каждому субъекту учения учиться по индивидуальному плану и программам, адаптированным к нему, в индивидуальном темпе.

Содержание и организация дидактического процесса в национальной системе образования основной формой обучения предусматривают, прежде всего, коллективную работу, главное место в которой занимает классно- урочная система.

Классно - урочная система обучения состоит в том, что учебная работа проводится с группой учащихся (одинакового возраста и уровня подготовки) в течение определенного времени и по установленному расписанию в форме урока. Она имеет как положительные аспекты, так и недостатки.

Положительный аспект: руководящая роль принадлежит учителю, обеспечивается последовательное, систематическое изучение материала, изменение видов занятий, возможность использования различных способов и приемов учебно-познавательной деятельности, обеспечение определенной активности учащихся, наличие благоприятных условий для взаимного обучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся; относительное рациональное использования времени и экономичность, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...

Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении
В тестовых материалах, входящих в корпус Государственного стандарта по русскому языку как иностранному (РКИ), представле­ны различные модели субтестов по всем четырем видам речевой дея­тельности. В данном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращенной к тестируемому, представлен т ...

Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru