Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 3

- Продолжительностью обучения - классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.), спаренные сокращены занятия (70 мин.), а также уроки «без звонков».

По количеству учащихся, как правило, выделяют индивидуальную и групповую формы обучения. Индивидуальная форма обучения - старейшая в истории педагогики. В древности она заключалась в индивидуальной реализации определенных дидактических задач учащихся при непосредственной или полной помощи учителя. Такое обучение давало возможность индивидуализировать как содержание, так и темп обучения, что, в свою очередь, способствовало постоянному и одновременно подробному контролю над ходом и результатами познавательной деятельности. Педагог мог также контролировать собственные учебные действия и, соответственно, вносить определенные коррективы, приспосабливаясь к обстоятельствам. Такое обучение и в древности, и на современном этапе дает высокий эффект, потому что ученик приобретает определенные знания, практические навыки и умения в оптимальное для себя время, учитывая свои психические особенности и объем учебного материала. Непременным условием получения таких результатов является высокое педагогическое мастерство учителей.

В современной дидактике для определения такой формы обучения употребляют понятие «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход к обучению».

П.И. Сикорский считает, что для индивидуального подхода к субъектам учения необходимо использовать индивидуализацию и дифференциацию их учебной деятельности. По его мнению, индивидуализация обучения направлена на учет специфических индивидуальных особенностей каждого субъекта учения внутри группы, класса, а дифференциация предполагает учет и подобное изучение типичных особенностей групп субъектов учения.

Сравнивая понятия «индивидуализация» и «дифференциация» за И. Унтом, можно отметить их общие черты: оба являются формой реализации принципа обучения - рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы; учитывают индивидуально-психические особенности субъектов учения и соответственно структурируются.

Основным отличием между ними является то, что дифференциация не только учитывает индивидуально-психические особенности субъектов учения, но и предусматривает организацию для типологических групп обучения по разным учебным планам и программам.

Чтобы окончательно развести понятия «индивидуализация» и «дифференциация» П.И. Сикорский вводит понятие «индивидуально-группового» и «индивидуализированного» обучения их отличительные особенности: во-первых, индивидуализированное обучение реализуется индивидуальными формами, а дифференцированное - групповыми, во-вторых, дифференцированное обучение является более широким и чаще применяемым понятием и предполагает типологическое группировки субъектов учения, в-третьих, средствами дифференцированного обучения достигаются лучшие результаты в развитии личности ученика.

Индивидуально-групповое обучение предполагает такую организацию учебного процесса, когда каждый субъект учения выполняет индивидуально-одинаковы для всех учащихся задачи в составе группы, а индивидуализированное обучение - такой организации усвоения знаний, умений, навыков, которое позволяет каждому субъекту учения учиться по индивидуальному плану и программам, адаптированным к нему, в индивидуальном темпе.

Содержание и организация дидактического процесса в национальной системе образования основной формой обучения предусматривают, прежде всего, коллективную работу, главное место в которой занимает классно- урочная система.

Классно - урочная система обучения состоит в том, что учебная работа проводится с группой учащихся (одинакового возраста и уровня подготовки) в течение определенного времени и по установленному расписанию в форме урока. Она имеет как положительные аспекты, так и недостатки.

Положительный аспект: руководящая роль принадлежит учителю, обеспечивается последовательное, систематическое изучение материала, изменение видов занятий, возможность использования различных способов и приемов учебно-познавательной деятельности, обеспечение определенной активности учащихся, наличие благоприятных условий для взаимного обучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся; относительное рациональное использования времени и экономичность, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Сравнительный анализ пословиц и поговорок на русском, английском и немецком языках
В настоящее время активно развивается международное сотрудничество, происходит постепенное взаимопроникновение культур через обмен информацией в различных сферах человеческой деятельности. Человеческие сообщества, принадлежащие разным нациям, странам и континентам, перестают быть изолированными. На ...

Психолого — педагогические особенности детей 2 — 3 летнего возраста
При совершенствовании умений детей раннего возраста необходимо обеспечить возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выберет ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, что будет способствовать его развитию личности. Ранний возраст является наи ...

Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе
Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа внеклассной работы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru