Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 2

Следующей попыткой была система индивидуализации обучения американской учительницы А. Паркхерст, которая называлась «Дальтон-план» (по названию города Дальтон). Она вместо классно-урочной системы предложила «класс организации», то есть заменила учебные классы предметными «лабораториями»: учащиеся с помощью учителя-консультанта составляли индивидуальный план на день, потом занимали учебные места, где самостоятельно изучали заданный материал; в конце дня они составляли своеобразный зачет, результаты которого заносили в индивидуальную карточку.

Во второй половине 20-х годов XX века основные идеи «Дальтон-плана» воплотились в лабораторно-бригадной организации обучения в советской школе, когда вместо классов создавались «лаборатории», ученики распределялись на небольшие группы - бригады (по 5-7 человек), обучение в которых осуществлялось по учебникам соответствующего построения. Тогда же в школах России были попытки применения «Дальтон-плана» как формы свободного обучения, но он оказался неэффективным.

Активное возрождение «Дальтон-плана» началось в 50 - 60-х годах прошлого века в виде «плана Трампа » (разработан Л. Трампом). Сущность его заключается в попытке как можно больше индивидуализировать процесс обучения с помощью различных гибких форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых учебных группах с индивидуальными занятиями. Лекции читаются опытными преподавателями для большой аудитории (100-1500 человек) с использованием современных технических средств обучения. В малых группах (по 10-15 человек) обсуждается материал лекции. Эти занятия ведет или рядовой преподаватель, или способный ученик из группы. Затем проводится индивидуальная работа в учебных кабинетах - лабораториях. Время распределяется так: на лекции - 40 % учебного времени, на занятия в малых группах - 20, на индивидуальную работу - 40 %. Учебные классы отсутствуют, состав учебных групп не является постоянным. Эта система требует четкой работы преподавателей и материального обеспечения. Отдельные элементы «плана Трампа» активно используются в системе высшего образования, как за рубежом, так и в России.

В начале XX века педагоги А. Ферьер (Швейцария), О.Декроли (Бельгия), А. Шульц (Германия) выступили авторами комплексного метода обучения, сущность которого состоит в объединении материала обучения вокруг тем-комплексов. Но эта комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук.

Итак, проблема организационных форм обучения является весьма актуальной и сложной. Она еще окончательно не решена. Основными направлениями совершенствования организационных форм обучения в дидактике считается модернизация содержания обучения, разработки и внедрения элементов индивидуализации и создание модулей учебно-познавательных действий.

На современном этапе развития дидактической науки есть несколько вариантов классификации форм организации обучения. Например, В. Оконь разделяет их на три группы:

- Работа на занятиях;

- Домашняя работа;

- Работа после занятий.

Ч. Куписевич их классифицирует на основе следующих критериев:

- Количества учащихся (индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности);

- Места учебной деятельности учащихся (лекция в классе, лабораторная работа, экскурсия, производственная деятельность, домашняя работа, занятия на промышленных предприятиях и др.);

- Продолжительностью дидактического мероприятия (лекционные и вне-лекционные).

И.П. Подласый предлагает их классификацию по следующим признакам:

- По количеству учащихся - массовые, коллективные, групповые, микрогруппы, индивидуальные формы обучения;

- Месту учебы - школьные формы: урок, работа в мастерской, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.д.; внешкольные формы: экскурсия, домашняя самостоятельная работа, занятия на предприятии;

- Дидактической целью - формы теоретического обучения: лекция, факультатив, кружок, конференция; комбинированного или смешанного обучения: урок, семинар, домашняя работа, консультация; практического (практикумы) и трудового обучения: работа в мастерских, в специальных классах, на пришкольных участках и т.п.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Задачи со сказочными персонажами в 3 классе
Составные задачи на пропорциональность №64. Золушка разложила 12 кг помидор для засолки в 3 банки поровну. Сколько банок ей понадобится, чтобы засолить 32 кг помидор? Решение 3 банки – 12 кг ? банок – 32 кг 1) Вычисляем сколько кг огурцов помешается в 1 банку: 12 кг : 3 = 4 кг 2) Вычисляем, сколько ...

Влияние музыки и литературы на человека
В шестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других позиций: если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует на человека, на жизнь. Чтобы понять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но о ...

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru