Следующей попыткой была система индивидуализации обучения американской учительницы А. Паркхерст, которая называлась «Дальтон-план» (по названию города Дальтон). Она вместо классно-урочной системы предложила «класс организации», то есть заменила учебные классы предметными «лабораториями»: учащиеся с помощью учителя-консультанта составляли индивидуальный план на день, потом занимали учебные места, где самостоятельно изучали заданный материал; в конце дня они составляли своеобразный зачет, результаты которого заносили в индивидуальную карточку.
Во второй половине 20-х годов XX века основные идеи «Дальтон-плана» воплотились в лабораторно-бригадной организации обучения в советской школе, когда вместо классов создавались «лаборатории», ученики распределялись на небольшие группы - бригады (по 5-7 человек), обучение в которых осуществлялось по учебникам соответствующего построения. Тогда же в школах России были попытки применения «Дальтон-плана» как формы свободного обучения, но он оказался неэффективным.
Активное возрождение «Дальтон-плана» началось в 50 - 60-х годах прошлого века в виде «плана Трампа » (разработан Л. Трампом). Сущность его заключается в попытке как можно больше индивидуализировать процесс обучения с помощью различных гибких форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых учебных группах с индивидуальными занятиями. Лекции читаются опытными преподавателями для большой аудитории (100-1500 человек) с использованием современных технических средств обучения. В малых группах (по 10-15 человек) обсуждается материал лекции. Эти занятия ведет или рядовой преподаватель, или способный ученик из группы. Затем проводится индивидуальная работа в учебных кабинетах - лабораториях. Время распределяется так: на лекции - 40 % учебного времени, на занятия в малых группах - 20, на индивидуальную работу - 40 %. Учебные классы отсутствуют, состав учебных групп не является постоянным. Эта система требует четкой работы преподавателей и материального обеспечения. Отдельные элементы «плана Трампа» активно используются в системе высшего образования, как за рубежом, так и в России.
В начале XX века педагоги А. Ферьер (Швейцария), О.Декроли (Бельгия), А. Шульц (Германия) выступили авторами комплексного метода обучения, сущность которого состоит в объединении материала обучения вокруг тем-комплексов. Но эта комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук.
Итак, проблема организационных форм обучения является весьма актуальной и сложной. Она еще окончательно не решена. Основными направлениями совершенствования организационных форм обучения в дидактике считается модернизация содержания обучения, разработки и внедрения элементов индивидуализации и создание модулей учебно-познавательных действий.
На современном этапе развития дидактической науки есть несколько вариантов классификации форм организации обучения. Например, В. Оконь разделяет их на три группы:
- Работа на занятиях;
- Домашняя работа;
- Работа после занятий.
Ч. Куписевич их классифицирует на основе следующих критериев:
- Количества учащихся (индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности);
- Места учебной деятельности учащихся (лекция в классе, лабораторная работа, экскурсия, производственная деятельность, домашняя работа, занятия на промышленных предприятиях и др.);
- Продолжительностью дидактического мероприятия (лекционные и вне-лекционные).
И.П. Подласый предлагает их классификацию по следующим признакам:
- По количеству учащихся - массовые, коллективные, групповые, микрогруппы, индивидуальные формы обучения;
- Месту учебы - школьные формы: урок, работа в мастерской, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.д.; внешкольные формы: экскурсия, домашняя самостоятельная работа, занятия на предприятии;
- Дидактической целью - формы теоретического обучения: лекция, факультатив, кружок, конференция; комбинированного или смешанного обучения: урок, семинар, домашняя работа, консультация; практического (практикумы) и трудового обучения: работа в мастерских, в специальных классах, на пришкольных участках и т.п.;
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы учащихся при
изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
	 Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...
	
Внимание как условие познавательной активности
	 Одно из важнейших условий активизации учебно-познавательной деятельности — мобилизация внимания всех учащихся группы и оперативное управление им не каждом этапе урока. Видимо, любой метод обучения станет активным, если он реализуется на фоне интенсивного и устойчивого внимания учащихся. Психологиче ...
	
Психолингвистические основы словообразования у детей дошкольного возраста
	 Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуни ...