Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.
Термин этот употребляется в педагогических работах XVII в. Я. А. Коменского в «Великой дидактике» он рассматривал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения. Его дидактическая концепция сводилась к следующим основным положениям: 1) источником познания являются внешние органы чувств, на основе чувственных восприятий в процессе обучения учащиеся узнают о явлении, переходят от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, 2) усваивают знания не пассивно, а анализируют исследуемое, «открывают» неизвестные для себя явления, обсуждают, повторяют, проявляя при этом определенную активность и самодеятельность, 3) в процессе обучения выясняются причинные связи явлений, 4) обучение должно быть легким, приятным, вызвать у учащихся желание учиться и одновременно должно обеспечивать глубокие и прочные знания, 5) результат обучения - образованный человек, который умеет использовать полученные знания в жизни, в практической деятельности.
Выдающиеся французские просветители - педагоги XVIII в. Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, А. Гольбах и другие выступали за соединение обучения с ремесленным трудом, активизацию учебного процесса, опору на опыт и наблюдение учащихся, критикуя зубрячку и ориентированность на обнаженные книжные знания.
Весомую роль в развитии дидактики XIX в. сыграл выдающийся русский педагог К. Ушинский. Процесс обучения он делил на три логические этапы: 1) чувственное восприятие-влияние предметов внешнего мира на ученика; преобразование чувственного восприятия через сознание на представление, 2) рассудочное познание-переработка представлений из-за обнаружения существенных признаков предметов, обобщение, абстрагирование, 3) идейное познание-формирование определенного убеждения, мировоззрения, которое влияет на творческую деятельность человека.
Именно в дидактике раскрывается вопрос о процессе обучения и всех его аспектах.
Психологические основы процесса обучения отражены в работах Г.И. Батуриной, И.Д. Зверева, Ш.И. Ганелина, Ю.А. Самарина, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца.
Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы в работах педагогов различных эпох: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского, МЛ. Данилов, М.Н. Скаткин, В.И. Загвя-зинский, Б.И. Коротяев, Т.В. Габай, Н.Ф. Талызина, Х.Й. Лийметс, СП. Баранов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и др.
Объект исследования – процесс обучения.
Предмет исследования – сущность и содержание процесса обучения.
Цель исследования - изучение теоретико-прикладных вопросов организации учебного процесса, а также анализ процесса обучения и всех его аспектов.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.
2.Систематизировать получение знания в определенную структуру.
Актуальность работы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе, а также постоянным интересом отельными аспектами данного вопроса педагогами.
Информация по теме:
Материально-техническое оснащение
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и ...
Творческая работа по математике в 6 – 8 классах. Особенности выполнения
творческих работ шестиклассниками
Практика выполнения творческих работ, начиная с 6 класса, существует в гимназии №1 “Универс” г. Красноярска, а также начинает складываться в других школах, в которых присутствует развивающее обучение. В гимназии “Универс”, для организации творчества подростков 7 – 9 классов организовано специальное ...
Опросные методы
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже – к различию содержания вопросов4. Анкетирование – это метод получения ...