Сущность и содержание процесса обучения

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Термин этот употребляется в педагогических работах XVII в. Я. А. Коменского в «Великой дидактике» он рассматривал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения. Его дидактическая концепция сводилась к следующим основным положениям: 1) источником познания являются внешние органы чувств, на основе чувственных восприятий в процессе обучения учащиеся узнают о явлении, переходят от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, 2) усваивают знания не пассивно, а анализируют исследуемое, «открывают» неизвестные для себя явления, обсуждают, повторяют, проявляя при этом определенную активность и самодеятельность, 3) в процессе обучения выясняются причинные связи явлений, 4) обучение должно быть легким, приятным, вызвать у учащихся желание учиться и одновременно должно обеспечивать глубокие и прочные знания, 5) результат обучения - образованный человек, который умеет использовать полученные знания в жизни, в практической деятельности.

Выдающиеся французские просветители - педагоги XVIII в. Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, А. Гольбах и другие выступали за соединение обучения с ремесленным трудом, активизацию учебного процесса, опору на опыт и наблюдение учащихся, критикуя зубрячку и ориентированность на обнаженные книжные знания.

Весомую роль в развитии дидактики XIX в. сыграл выдающийся русский педагог К. Ушинский. Процесс обучения он делил на три логические этапы: 1) чувственное восприятие-влияние предметов внешнего мира на ученика; преобразование чувственного восприятия через сознание на представление, 2) рассудочное познание-переработка представлений из-за обнаружения существенных признаков предметов, обобщение, абстрагирование, 3) идейное познание-формирование определенного убеждения, мировоззрения, которое влияет на творческую деятельность человека.

Именно в дидактике раскрывается вопрос о процессе обучения и всех его аспектах.

Психологические основы процесса обучения отражены в работах Г.И. Батуриной, И.Д. Зверева, Ш.И. Ганелина, Ю.А. Самарина, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца.

Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы в работах педагогов различных эпох: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского, МЛ. Данилов, М.Н. Скаткин, В.И. Загвя-зинский, Б.И. Коротяев, Т.В. Габай, Н.Ф. Талызина, Х.Й. Лийметс, СП. Баранов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и др.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – сущность и содержание процесса обучения.

Цель исследования - изучение теоретико-прикладных вопросов организации учебного процесса, а также анализ процесса обучения и всех его аспектов.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.

2.Систематизировать получение знания в определенную структуру.

Актуальность работы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе, а также постоянным интересом отельными аспектами данного вопроса педагогами.

Информация по теме:

Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...

Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем: Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременн ...

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru