Методы обучения, их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Методы обучения, их классификация

Страница 1

Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно применяемых для достижения тех специальных задач, который включает в себя учебный процесс.

A.М. Алексюк определяет метод обучения как способ совместной деятельности учителя и учащихся, которая предполагает овладение учащимися социальным опытом человечества и организацию, и руководство учителя учебно-познавательной деятельностью учащихся.

B.А. Онищук для дефиниции метода обучения использует видовое понятие «прием»: «Методы обучения - это упорядоченные системы взаимосвязанных приемов педагогической деятельности учащихся, направленных на достижение дидактических, воспитательных и развивающих целей». В педагогике до сих пор не прекращаются дискуссии по раскрытию сущности методов обучения и их классификации.

Понятие «метод обучения» органично включает в себя:

учебную работу педагога (преподавание);

учебно-познавательную деятельность учащихся (учение);

специфику их деятельности по достижению целей обучения.

Таким образом, метод обучения - это способы и приемы совместной упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на овладение знаниями, навыками и умениями, разностороннее развитие умственных и физических способностей, формирование черт, необходимых для полноценной жизни и будущей профессиональной деятельности.

В дидактике распространено также понятие «прием обучения» - отдельный шаг для дидактических целей, составная часть или деталь метода, то есть частичное понятие.

Каждый метод обучения состоит из множества дидактических приемов, органично соединенных между собой в определенную систему. В отдельных методических ситуациях прием может выступать как метод обучения, и, наоборот, метод может быть приемом, потому что они диалектически взаимосвязаны. Например, беседа - самостоятельный метод обучения, но когда она эпизодически используется педагогом во время практических занятий, то выступает как прием обучения, входящий в метод практических действий. Метод и прием могут меняться местами. Свое название тот или иной метод обучения получает по ведущим дидактическим приемам, какой используется на данном занятии.

В 40-х годах прошлого века в учебниках по педагогике давали классификацию по трем группам: словесная, наглядная и практичная.

В 50 -60-х годах классификация методов обучения стала разветвляться. Многие дидакты (С.П. Петровский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе) за ее основу брали источник передачи и восприятия информации и распределяли методы обучения на словесные, наглядные и практические. Этого же мнения придерживается Ч. Куписевич.

По логике передачи и восприятия учебной информации С.Г. Шаповаленко разделяет методы обучения на индуктивные и дедуктивные.

По характеру познавательной деятельности учащихся М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер определяют следующие методы: информационно-рецептивные, репродуктивные, творческие, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

По степени управления учебной работой П.И. Пидкасистый, В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук распределяют методы обучения на две группы: учебная работа под руководством учителя и самостоятельная работа учащихся.

В последнее время наибольшую популярность получила классификация методов обучения по рекомендациям Ю.К. Бабанского, которая имеет два варианта:

методы организации и проведения учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивно-дедуктивные) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональное воздействие педагогов, поощрения учебной деятельности, наказание), методы контроля и самоконтроля в обучении (опрос, письменные работы, тестирование, контрольные лабораторные работы, контрольные практические работы, машинный контроль, самоконтроль);

методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации умений, методы контроля и самоконтроля в обучении; бинарные методы обучения.

Есть и другие классификации методов обучения, например М.А. Данилова, Б.П. Есипова, В. Окон, И.П. Пидласого, М.М. Левиной и М.И. Махмутова (методы преподавания и методы учения), В.Ф. Паламарчука и В.И. Паламарчука, А.П. Пинкевич (активные и пассивные методы), К. Сосницкого, А.М. Сохор (бинарные формы логических методов: аналитически-синтетический, аналитико-индуктивный, синтетически-дедуктивный) и других.

Белорусский дидакт И.Ф. Харламов подает усовершенствованный вариант классификации методов обучения по рекомендациям М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Все методы обучения он делит на пять групп:

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях данного типа, характерным является то, что у них ...

Методика проведения тестирования в средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...

Особенности элективных курсов по математике
Как правило, элективный курс представляет собой глубоко рассмотренную отдельно взятую тему, которая рассматривается в течение одной четверти. Примером тем элективных курсов могут служить: «Системы счисления», «Задачи с параметрами», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» и т.д. Элективный к ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru