Методы обучения, их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Методы обучения, их классификация

Страница 2

- Методы устного изложения материала и активизации познавательной деятельности субъектов учения;

- Методы закрепления изучаемого;

- Методы самостоятельной работы над осмыслением и усвоением нового материала;

- Практические методы;

- Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений.

В современной отечественной дидактике наиболее популярны труды А.М. Алексюка и В.А. Онищука, в которых подается история развития методов обучения и их классификация.

По дидактическим целям и задачам А. Онищук так распределяет методы обучения:

- Коммуникативный метод обучения (дидактическая цель - усвоение готовых знаний);

- Познавательный метод обучения (дидактическая цель - восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала);

- Преобразовательный метод обучения (дидактическая цель - усвоение учащимися знаний и творческое использование навыков и умений);

- Систематизированный метод обучения (дидактическая цель - обобщение и систематизация знаний, навыков и умений);

- Контрольный метод обучения (дидактическая цель - выяснение качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция).

А.М. Алексюк предлагает придерживаться бинарных методов обучения, то есть двойных, когда метод и форма обучения сливаются в единое целое. Он научно обосновал идею бинарных методов, выдвинутых в 20-х годах прошлого века автором учебника по педагогике А.Г. Пинкевичем (1925), затем - Г. Ващенко, в 50-х годах - М.М. Верзилиним.

А.М. Алексюк подчеркивает, что «бинарная классификация методов обучения имеет в своей основе разделения не один, а на два существенных признаков и поэтому содержит значительно больше информации о каждом методе обучения, чем любая другая классификация, в основу которой положен каждый признак», и, соответственно, классификацию осуществляет по двум признакам: «характер и уровень познавательной самостоятельности и активности учащихся, а также те источники, из которых учащиеся приобретают знания». Например, названные другими авторами словесные методы он сочетает с формами того же типа и определяет четыре уровня их применения:

1) на информационном уровне словесная форма приобретает бинарного характера словесно-информационного метода;

2) на проблемном уровне - словесно-проблемного;

3) на эвристическом уровне - словесно-эвристического;

4) на исследовательском уровне - словесно-исследовательского.

Аналогично классифицируются бинарные методы наглядной формы (наглядно-информативный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский) и практической формы (практически-эвристический, практически-проблемный).

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...

Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...

Сущность понятия «умение» и классификации умений в науке
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru