Методы обучения, их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Методы обучения, их классификация

Страница 2

- Методы устного изложения материала и активизации познавательной деятельности субъектов учения;

- Методы закрепления изучаемого;

- Методы самостоятельной работы над осмыслением и усвоением нового материала;

- Практические методы;

- Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений.

В современной отечественной дидактике наиболее популярны труды А.М. Алексюка и В.А. Онищука, в которых подается история развития методов обучения и их классификация.

По дидактическим целям и задачам А. Онищук так распределяет методы обучения:

- Коммуникативный метод обучения (дидактическая цель - усвоение готовых знаний);

- Познавательный метод обучения (дидактическая цель - восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала);

- Преобразовательный метод обучения (дидактическая цель - усвоение учащимися знаний и творческое использование навыков и умений);

- Систематизированный метод обучения (дидактическая цель - обобщение и систематизация знаний, навыков и умений);

- Контрольный метод обучения (дидактическая цель - выяснение качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция).

А.М. Алексюк предлагает придерживаться бинарных методов обучения, то есть двойных, когда метод и форма обучения сливаются в единое целое. Он научно обосновал идею бинарных методов, выдвинутых в 20-х годах прошлого века автором учебника по педагогике А.Г. Пинкевичем (1925), затем - Г. Ващенко, в 50-х годах - М.М. Верзилиним.

А.М. Алексюк подчеркивает, что «бинарная классификация методов обучения имеет в своей основе разделения не один, а на два существенных признаков и поэтому содержит значительно больше информации о каждом методе обучения, чем любая другая классификация, в основу которой положен каждый признак», и, соответственно, классификацию осуществляет по двум признакам: «характер и уровень познавательной самостоятельности и активности учащихся, а также те источники, из которых учащиеся приобретают знания». Например, названные другими авторами словесные методы он сочетает с формами того же типа и определяет четыре уровня их применения:

1) на информационном уровне словесная форма приобретает бинарного характера словесно-информационного метода;

2) на проблемном уровне - словесно-проблемного;

3) на эвристическом уровне - словесно-эвристического;

4) на исследовательском уровне - словесно-исследовательского.

Аналогично классифицируются бинарные методы наглядной формы (наглядно-информативный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский) и практической формы (практически-эвристический, практически-проблемный).

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Социальный характер ...

Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации
Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что без освоения обширной литературы и собственно документальных материалов, имеющих отношение к исследуемой проблеме, в настоящее время не мыслится сколько – нибудь серьёзное теоретическое исследование. Объём научной информации (в ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru