Методы обучения, их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Методы обучения, их классификация

Страница 2

- Методы устного изложения материала и активизации познавательной деятельности субъектов учения;

- Методы закрепления изучаемого;

- Методы самостоятельной работы над осмыслением и усвоением нового материала;

- Практические методы;

- Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений.

В современной отечественной дидактике наиболее популярны труды А.М. Алексюка и В.А. Онищука, в которых подается история развития методов обучения и их классификация.

По дидактическим целям и задачам А. Онищук так распределяет методы обучения:

- Коммуникативный метод обучения (дидактическая цель - усвоение готовых знаний);

- Познавательный метод обучения (дидактическая цель - восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала);

- Преобразовательный метод обучения (дидактическая цель - усвоение учащимися знаний и творческое использование навыков и умений);

- Систематизированный метод обучения (дидактическая цель - обобщение и систематизация знаний, навыков и умений);

- Контрольный метод обучения (дидактическая цель - выяснение качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция).

А.М. Алексюк предлагает придерживаться бинарных методов обучения, то есть двойных, когда метод и форма обучения сливаются в единое целое. Он научно обосновал идею бинарных методов, выдвинутых в 20-х годах прошлого века автором учебника по педагогике А.Г. Пинкевичем (1925), затем - Г. Ващенко, в 50-х годах - М.М. Верзилиним.

А.М. Алексюк подчеркивает, что «бинарная классификация методов обучения имеет в своей основе разделения не один, а на два существенных признаков и поэтому содержит значительно больше информации о каждом методе обучения, чем любая другая классификация, в основу которой положен каждый признак», и, соответственно, классификацию осуществляет по двум признакам: «характер и уровень познавательной самостоятельности и активности учащихся, а также те источники, из которых учащиеся приобретают знания». Например, названные другими авторами словесные методы он сочетает с формами того же типа и определяет четыре уровня их применения:

1) на информационном уровне словесная форма приобретает бинарного характера словесно-информационного метода;

2) на проблемном уровне - словесно-проблемного;

3) на эвристическом уровне - словесно-эвристического;

4) на исследовательском уровне - словесно-исследовательского.

Аналогично классифицируются бинарные методы наглядной формы (наглядно-информативный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский) и практической формы (практически-эвристический, практически-проблемный).

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...

Виды одаренности и их признаки
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ ...

Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru