Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение научных данных, освещенных в литературных источниках;
- педагогические контрольные испытания;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-экспериментальная работа;
- индивидуальное и групповое тестирование;
- математико-статистический анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач в исследовании был применен комплексный метод, включающий в себя методику развития уровня интеллекта детей (детский тест Векслера - адаптированный вариант) и методику развития основных физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости).
Уровень развития физических качеств определялся по показателям ИФВ1 и ИФВ2 - индексов физических возможностей детей дошкольной подготовительной группы.
,
где ИФВ1 – индекс физических возможностей для тестов с прогрессивным увеличением результатов (динамометрия, прыжки, наклоны и т.п.), Рi – личный результат в одном из тестов, ПВН – половозрастная норма.
,
где ИФВ2 – индекс физических возможностей для тестов с прогрессивным снижением результатов измерения (бег на время и т.п.), Рi – личный результат в одном из тестов, ПВН – половозрастная норма.
ИФВ(С.Б.В.Л.Г.) при развитии отдельных физических качеств детей определялся по совокупности следующих тестов: сила (динамометрия правой и левой кисти, прыжок в длину с места, метание набивного мяча, поднимание прямых ног за 10 с), выносливость (бег 120 и 90 м), быстрота (бег 10 м с хода, челночный бег 10´3), ловкость (бросок мяча в цель из 5 попыток, комплексное координационное упражнение, отведение руки на 45 градусов) и гибкость (наклон вперед стоя, мост, выкрут в плечевых суставах).
,
где – ИИФВ интегральный индекс физических возможностей в о.е., ИФВс- индекс физических возможностей в силовых тестах, ИФВб – в тестах на быстроту, ИФВВ – на выносливость, ИФВЛ – ловкости и ИФВГ - гибкости
Уровень интеллектуальных способностей оценивался по детскому адаптированному варианту теста Д. Векслера (Ю. Филимоненко В. Тимофеев, 1993). Назначение теста Д. Векслера заключается в том, чтобы получить данные о разных сторонах сложной системы интеллектуальной деятельности детей, включающей 12 субтестов (табл. 6). 1- 6 субтесты направлены на выявление уровня развития вербального интеллекта, а 7-12 – на измерение невербального интеллекта. Выполнение заданий, направленных на изучение вербального интеллекта, проводилось в форме ответов на задаваемые вопросы. Эти задания давались в словесно-логической форме с преимущественной опорой на знания. Успешность их выполнения в значительной степени зависит от обученности, освоенности вербальной культуры и культуры мышления. Выполнение невербальных заданий проводилось в манипулятивной форме и определялось индивидуально-психологическими особенностями, к числу которых относятся: логическое и пространственное мышление; умение устанавливать причинно-следственные отношения, дифференцировать существенное и несущественное (зрительный анализ), осуществлять переработку информации, зрительно-моторную координацию, распределение и концентрация внимания.
Таблица 6
Планирования преимущественного развития одного из физических качеств во время подвижной игры и тестирования уровня интеллектуального развития детей дошкольной подготовительной группы
Тесты Векслера. |
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц |
4 месяц (и т.п.) | ||||||||||||||||
С |
В |
Б |
Л |
Г |
С |
В |
Б |
Л |
Г |
С |
В |
Б |
Л |
Г |
С |
В |
Б |
Л |
Г | |
1.Арифметичес-кий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
2.Словарь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
3.Повторение цифр |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
4.Сходство |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
5.Осведомлён-ность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
6.Понятливость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
7.Кубики Кооса |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
8.Последователь-ные картинки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
9.Сложение фигур |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
10.Недостающие детали |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
11.Кодирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
12.Лабиринт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Информация по теме:
Ориентировка в пространстве
Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия. К концу учебного года дети должны научиться четко различать пространс ...
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать: – название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – государственную символику России; – государственные праздники. – основные свойства воздуха, воды; – условия, необходимые для жизни живого сущест ...
Особенности лирики как литературного рода
Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин. Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литерату ...