Внимание как условие познавательной активности

Страница 1

Одно из важнейших условий активизации учебно-познавательной деятельности — мобилизация внимания всех учащихся группы и оперативное управление им не каждом этапе урока. Видимо, любой метод обучения станет активным, если он реализуется на фоне интенсивного и устойчивого внимания учащихся.

Психологическая наука определяет внимание как особое состояние сознания, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии. Наряду с функцией «сосредоточения» внимание одновременно выполняет и функцию «отключения» сознания от всех других объектов внешнего и внутреннего мира человека. В зависимости от способа возникновения и характера функционирования различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Внимание, которое возникает и функционирует независимо от сознательных намерений, волевых усилий и целей человека, называют непроизвольным (непреднамеренным, пассивным). Его побудительной причиной может быть или самый сильный из раздражителей, действующих в данный момент «а человека, или любой другой раздражитель при резком изменении какого-либо из своих параметров: силы воздействия, контрастности, новизны (особенно связанной с удивлением, парадоксальностью, эмоциональным подъемом), положения в пространстве и др.

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание представляет собой высший вид внимания и присуще только человеку. Оно возникает и функционирует на основе сознательно поставленной цели и под действием волевых усилий, направленных на то, чтобы быть внимательным. Уровень волевых усилий при этом зависит от степени осознанности поставленной цели, а также от той потребности, которая побуждает человека к данной деятельности. Чем более осознана цель деятельности и сильнее потребность в ней, тем меньшие волевые усилия требуются для поддержания внимания. Если деятельность увлекает или захватывает, волевые усилия начинают постепенно свертываться, а то и вовсе исчезают, уступая роль регулятора внимания интересам. Внимание как бы вновь превращается в непроизвольное. Такое внимание называется послепроизвольным (вторично непроизвольным).

В учебном процессе имеют место все три вида внимания. Непроизвольное внимание физиологически представляет собой ориентировочный рефлекс, а поэтому способность к нему практически не воспитывается. Но, опираясь на непроизвольное внимание, преподаватель в процессе обучения должен воспитывать у учащихся произвольное и послепроизвольное внимание, сделав их привычной функцией сознания. Таким образом, сочетание различных видов внимания является одним из важнейших психологических требований к уроку,

Характеризуя роль внимания в обучении, необходимо выделить следующие его функции. Во-первых, наличие внимания суть необходимое условие осознанного усвоения учебного материала. Оно выполняет роль своеобразного «клапана», открывающего путь информации, полученной органами чувств, именно в сознание, При отсутствии внимания информация из органов чувств поступает в подсознание, откуда извлечь ее никакими волевыми усилиями, никаким напряжением памяти человек не может. Во-вторых, наличие внимания является необходимым условием успешности и плодотворности учебно-познавательной деятельности в целом. Достаточно сказать, что любой из этапов акта усвоения (восприятие, понимание, осмысление, закрепление, применение) не может быть реализован в полной мере без надлежащего внимания обучаемых. Наконец, третья функция внимания в обучении — диагностирующая. Наличие или отсутствие внимания у учащихся служит для преподавателя хорошим сигналом эффективности его деятельности (преподавания). Следовательно, внимание учащихся может выступать в качестве оперативной обратной связи в обучении, позволяющей преподавателю своевременно корректировать свои действия в процессе занятий.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через игру
Игра в жизни младшего школьника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра младшего школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по прав ...

Игра как вид деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возр ...

Программа курса «Университетское образование»
Целью курса - повлиять на становление внутренней духовности, интеллектуальной культуры ребенка, а так же формирования проб авторского действия, в понимании Б.Д. Эльконина. Задачи курса: Организовать занятия таким образом, чтобы была предъявлена материальная и духовная культуры университетов в редуц ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru