Рассмотрим, каким путем, с помощью каких приемов преподаватель может возбуждать внимание учащихся, поддерживать его в течение всего урока; каким образом можно использовать некоторые свойства внимания для повышения качества обучения.
Утомляемость — основной враг внимания человека. Поэтому в процессе занятий преподавателю необходимо следить за уровнем усталости учащихся. Сам процесс утомления имеет две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу торможения. Если учащийся начинает отвлекаться, заниматься посторонними делами, ерзать, потягиваться, разговаривать, значит, наступила первая фаза утомления. Вялость, апатия, позевывание, рассеянность, безразличие характеризуют фазу торможения. Нежелательно доводить утомляемость до второй фазы, нужно прекращать ее развитие уже на первой путем предоставления кратковременного отдыха (физкультпауза, шутка, игра) или смены рода деятельности учащихся. Что же является причиной повышенной утомляемости в процессе учебной деятельности?
Прежде всего это неблагоприятные условия работы (тесно, душно и т. д.). Так, повышенная влажность (иногда она создается чрезмерным озеленением кабинета) ухудшает общее самочувствие, понижает работоспособность, рассеивает внимание.
Утомляют учащихся также однообразная, продолжительная, нетворческая работа (своебразное регламентированное безделье), монотонная, чрезмерно громкая или слишком тихая речь преподавателя. Физиологическая наука установила, что в 90% случаев усталость в учебной деятельности и соответствующее притупление внимания возникают не от недостатка энергии, а от ее избытка. Учащиеся больше устают на скучных уроках, чем на уроках, заполненных напряженным, но интересным и содержательным трудом. Именно поэтому преподаватель должен умело использовать интонационные средства речи (паузы, фразовые ударения), следить за ее громкостью, уместно ее модулировать.
Необходимо учитывать и такой психологический фактор: возбуждению и устойчивости внимания учащихся способствуют сосредоточенность и внимательность самого преподавателя в процессе занятия. Рассеянному, несобранному, невнимательному преподавателю трудно добиться внимательности учащихся даже с помощью специальных приемов, направленных на активизацию произвольного внимания (частое обращение к учащимся, прямое требование внимания, «глазное» воздействие в сочетании с «многозначительными» паузами, те или иные формы поощрения и наказания, окрики, угрозы и т. д.). Об устойчивости непроизвольного внимания у такого преподавателя не может быть и речи. Поэтому на уроке педагог должен следить за психологическим состоянием не только учащихся, но и за своим собственным. Проблема устойчивости внимания теснейшим образом связана с проблемой стимулирования учебно-познавательной деятельности. Все описанные в педагогической литературе приемы стимулирования учения можно считать приемами укрепления устойчивости внимания.
Объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Это качество классифицирует человеческое внимание на широкое и узкое. Объем внимания колеблется в пределах от 4 до 6 объектов. Однако сущность понятия «объект внимания» имеет весьма относительный характер. Так, для человека, не знающего, что такое транзистор, схематическое его изображение будет представляться в виде четырех объектов, а для радиолюбителя транзистор в схемах воспринимается как один цельный объект. Объектами внимания в схемах для специалиста по электронной технике могут выступать целые блоки (усилители, генераторы и т. д.), состоящие из множества радиодеталей. Иными словами, чем обширнее познания человека какой-либо области знаний или богаче спектр умений и навыков в каком-то виде деятельности, тем более насыщенными, многосложными являются объекты внимания.
Информация по теме:
Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...
Реализация курса для
пятого класса школы №320 г. Красноярска
Программа курса «Университетское образование» была реализована частично в школе №320 г. Красноярска. Первые три занятия были посвящены знакомству. На первом занятии курса «Университетское образование», которую вел Васильев Виктор Георгиевич, было зафиксировано нами, что дети в этом возрасте не могу ...
Анализ опыта работы школы по введению современной методики
духовно-нравственного воспитания младших школьников
После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию (на экспериментальную работу было затрачено 12 часов) в общеобразовательной средней школе №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области, мы провели такой же опрос младших школьников. Объяснили все понятия 24 человек. Учащих ...