Рассмотрим, каким путем, с помощью каких приемов преподаватель может возбуждать внимание учащихся, поддерживать его в течение всего урока; каким образом можно использовать некоторые свойства внимания для повышения качества обучения.
Утомляемость — основной враг внимания человека. Поэтому в процессе занятий преподавателю необходимо следить за уровнем усталости учащихся. Сам процесс утомления имеет две фазы: фазу двигательного беспокойства и фазу торможения. Если учащийся начинает отвлекаться, заниматься посторонними делами, ерзать, потягиваться, разговаривать, значит, наступила первая фаза утомления. Вялость, апатия, позевывание, рассеянность, безразличие характеризуют фазу торможения. Нежелательно доводить утомляемость до второй фазы, нужно прекращать ее развитие уже на первой путем предоставления кратковременного отдыха (физкультпауза, шутка, игра) или смены рода деятельности учащихся. Что же является причиной повышенной утомляемости в процессе учебной деятельности?
Прежде всего это неблагоприятные условия работы (тесно, душно и т. д.). Так, повышенная влажность (иногда она создается чрезмерным озеленением кабинета) ухудшает общее самочувствие, понижает работоспособность, рассеивает внимание.
Утомляют учащихся также однообразная, продолжительная, нетворческая работа (своебразное регламентированное безделье), монотонная, чрезмерно громкая или слишком тихая речь преподавателя. Физиологическая наука установила, что в 90% случаев усталость в учебной деятельности и соответствующее притупление внимания возникают не от недостатка энергии, а от ее избытка. Учащиеся больше устают на скучных уроках, чем на уроках, заполненных напряженным, но интересным и содержательным трудом. Именно поэтому преподаватель должен умело использовать интонационные средства речи (паузы, фразовые ударения), следить за ее громкостью, уместно ее модулировать.
Необходимо учитывать и такой психологический фактор: возбуждению и устойчивости внимания учащихся способствуют сосредоточенность и внимательность самого преподавателя в процессе занятия. Рассеянному, несобранному, невнимательному преподавателю трудно добиться внимательности учащихся даже с помощью специальных приемов, направленных на активизацию произвольного внимания (частое обращение к учащимся, прямое требование внимания, «глазное» воздействие в сочетании с «многозначительными» паузами, те или иные формы поощрения и наказания, окрики, угрозы и т. д.). Об устойчивости непроизвольного внимания у такого преподавателя не может быть и речи. Поэтому на уроке педагог должен следить за психологическим состоянием не только учащихся, но и за своим собственным. Проблема устойчивости внимания теснейшим образом связана с проблемой стимулирования учебно-познавательной деятельности. Все описанные в педагогической литературе приемы стимулирования учения можно считать приемами укрепления устойчивости внимания.
Объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Это качество классифицирует человеческое внимание на широкое и узкое. Объем внимания колеблется в пределах от 4 до 6 объектов. Однако сущность понятия «объект внимания» имеет весьма относительный характер. Так, для человека, не знающего, что такое транзистор, схематическое его изображение будет представляться в виде четырех объектов, а для радиолюбителя транзистор в схемах воспринимается как один цельный объект. Объектами внимания в схемах для специалиста по электронной технике могут выступать целые блоки (усилители, генераторы и т. д.), состоящие из множества радиодеталей. Иными словами, чем обширнее познания человека какой-либо области знаний или богаче спектр умений и навыков в каком-то виде деятельности, тем более насыщенными, многосложными являются объекты внимания.
Информация по теме:
Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. Понятие активизации
учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...
Выявление эффективности работы учителя по
формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...
Перечень учебно-производственных работ
Будущая работа учащихся на производстве по специальности всегда связана огромным разнообразием работ (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяется только общее содержание и объем учебного материала по теме, следовательно, мастер должен запланировать, на каких работах буд ...