Эта характеристика внимания должна учитываться в практике обучения. Преподавателю всегда нужно помнить об индивидуальном характере объектов внимания при восприятии учащимися учебного материала. Объясняя, например, сущность какого-нибудь явления или закона, рассматривая принцип работы прибора или установки, анализируя литературный образ или историческое событие, педагог надеется, что объектом внимания учащихся станут именно те узловые понятия (факты, процессы и т. д.), на которых строится логика объяснения. К сожалению, это далеко не всегда так. Зачастую, слушая преподавателя, обучаемый акцентирует внимание на каких-либо второстепенных, несущественных объектах, которые никак не вплетаются в логику рассуждения, приводят к непониманию и как следствие к разрушению даже этого поверхностного внимания. Именно поэтому перед изложением нового материала, а также перед выполнением самостоятельных работ важно создать установку на внимание: сообщить учащимся те узловые моменты (понятия, узлы, блоки, факты, явления), на которых будет построен логический костяк доказательства или объяснения и на которых, следовательно, они должны концентрировать свое внимание в процессе усвоения знания или овладения умениями и навыками.
Ограниченный объем человеческого внимания (4—6 одновременно охваченных вниманием объектов) накладывает определенные требования и на структуру объяснения учебного материала. В каждой дозе излагаемой информации не должно одновременно фигурировать более шести узловых понятий. Большее их количество неминуемо приведет к тому, что некоторые из узловых понятий будут выпадать из зоны активного внимания.
Переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Если этот перенос осуществляется самопроизвольно, то имеет место отвлечение внимания.
Причиной рассеивания внимания может выступать также неудачная структура построения учебного текста, в частности длина предложений. Как показали исследования психологов, наиболее оптимальными для усвоения учащимися техникума, старшими школьниками являются предложения, состоящие из 14—17 слов. Это необходимо учитывать при построении устных рассказов и объяснений, дабы уберечь аудиторию от чрезмерной перегрузки при прослушивании речи преподавателя. Чередование различных методов обучения, использование игровых форм занятий, создание ситуаций занимательности и эмоционального переживания также в большой степени способствуют многообразию впечатлений и активизации внимания учащихся.
Одним из важнейших факторов возбуждения и активизации внимания является использование наглядности и ТСО. Однако, если пренебречь некоторыми требованиями, наглядность может превратиться, наоборот, в фактор подавления и рассеивания внимания. Прежде всего необходимо обеспечить хорошую видимость. Этой цели служат, например, контрастные экраны и подъемные площадки при демонстрировании опытов, моделей, макетов и т. п.; подкрашенные жидкости при проведении опытов по физике, гидродинамике и другим предметам; тщательное затемнение при просмотре кинофильмов, диафильмов, слайдов; хорошее качество изображений на экране; световые указки, цветные мелки; правильно выполненные записи, чертежи и рисунки на доске. Ведь каждому понятно, что плохая видимость не только вызывает напряжение зрения, но и раздражает человека, что является причиной потери его внимания.
Информация по теме:
Гипотеза, объект и предмет, цели и задачи исследования
Согласно гипотезе нашей работы мы предположили, что занятия в уголке живой природы будут способствовать развитию и формированию у детей субъективного отношения к природе. Поэтому мы поставили перед собой цель: исследовать влияние занятий в уголке живой природы на развитие и формирование субъективно ...
Практическое направление политологического подхода при изучении
обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов. В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, ...
Понятие физической задачи и классификация задач
Задачей считают проблему и определяют её как некую систему, связанную с другой системой - человеком (в широком смысле). Физическая задача - это проблема, решаемая с помощью логических умозаключений, математических действий на основе законов и методов физики. ...