Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Педагогика » Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики" в средних государственных образовательных учреждениях » Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Страница 1

В современной педагогической практике ещё не сложились стандарты обучения в области религиозного образования. Это затрудняет не только работу учителей, но и влияет на усвояемость нового материала учениками.

Что бы понять роль подобного предмета не только в школьной программе, но и системе среднего образования, следует ознакомиться с существующими курсами по изучению религиозной культуры.

Одним из самых объемных и проработанных является курс «История религиозной культуры», разработанный А. В. Бородиной, педагогом и кандидатом культурологических наук.

Данный курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, по одному часу в неделю.

Курс может преподаваться как целиком, так и отдельными блоками. Таким образом, можно более продуктивно осуществлять межпредметные связи.

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся. Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и имеет 11 разделов (по годам обучения):

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

1) «Мы и наша культура» для 1 класса; 2) «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса; 3) «О чем рассказывает Икона и Библия» для 3 класса; 4) «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

1) «Церковнославянский язык» для 5 класса; 2) «Основы православной культуры» для 6 класса; 3) «Раннее христианство» для 7 класса; 4) «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса; 5) «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

1) «Древние религии» для 10 класса; 2) «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).

А.В. Бородина ставит следующие задачи для своего курса - изучение истории; изучение православной этики; формирование уважения к внутреннему миру других людей, ликвидации вражды на религиозной почве; формирование представления о культуре и традициях России.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с документами, излагать и обосновывать свою точку зрения.

Стоит отметить некоторые особенности программы данного курса - на 1ом году обучения из шести тем только две имеют отношение к культуре как таковой. В оставшихся четырех рассказывается о православных традициях, но без культурологической привязки, как к России, так и к истории вообще. Это ставит под сомнение идеологическую нейтральность курса; во 2ом классе всего две темы - «Духовное в реальном мире» — 3 ч. и «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники» — 28 ч. В зависимости от стиля подачи материала, подобные темы могут восприниматься детьми как сказка, или как историческая правда; в 3ем классе четыре темы и все они посвящаются изучению Священного писания и Священного предания; в 4ом классе девять тем. Начинается и заканчивается учебный год уроками посвященным «симфонии» государства и церкви, а так же концепции «святой Руси», «Третьего Рима». Кроме того, в теме посвященной влиянию православия на культуру Руси, иконопись располагается наряду с художественной культурой. Иконография является самостоятельным видом церковного искусства, и относить ее к художественной культуре как таковой - некорректно.

Все восемь тем 5го класса, посвящены изучению церковнославянской письменности; только в 6ом классе появляются такие темы как «религиозная культура» и «история православия». Три следующих годаобучения (7 – 9 класс) посвящены изучению исключительно истории христианской церкви.

Несмотря на то, что курс заявлен как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, мировой художественной культуре, вид и характер подачи информации, связанный с православной церковью имеет апологетический характер. Сама структура курса, на наш взгляд, является нестандартной – традиционно, сначала излагается история явления, его формирования и развития. Сущностные особенности излагаются отдельно, или параллельно с изучением истории. В пособии А.В. Бородиной наоборот – сначала объясняются особенности, и только потом дается история.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста отношения к семье как биосоциальной структуре общества
Задачи: 1) систематизировать занятия направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников. 2) провести занятия направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников. Таблица 5 Система мероприя ...

Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и способах его измерения
Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента: - ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони); - обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»); - ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru