Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Педагогика » Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики" в средних государственных образовательных учреждениях » Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Страница 4

В курсе «ОРКиСЭ» содержится 6 модулей. Нами будут проанализированы три из них – «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Эти три блока являются наиболее популярными (по Сибирскому федеральному округу - основы светской этики изучат - 58,2% (14646 человек), основы мировых религиозных культур – 21,5% (5417), основы православной культуры – 19,1% (4804) – соотношение примерное, на март 2010). По этому, кроме «ОПК», мы считаем необходимым ознакомиться с опытом по внедрению предметов, связанных с изучением мировых религий и этики.

Одним из известных курсов, посвященных преподаванию в государственных средних школах комплексных знаний о религиях, является программа, разработанная в 1996 году старшим научным сотрудником Института общего образования МО РФ, учителем истории - А.Е. Кулаковым.

Курс «Религии мира» рассчитан на учеников 10 – 11 классов, его продолжительность составляет одни учебный год, 1-2 часа в неделю. Вводить этот курс в сетку расписания предполагается за счет часов регионального или школьного компонента учебной программы. При необходимости курс можно провести за полгода, при удвоении количества часов. В старших классах это позволит завершить его до конца года, не совмещая с итоговыми аттестациями по основным предметам.

Актуализировать курс можно путем межпредметных связей с такими предметами как история, обществознание, культороведение. Задачами курса являются - осветить историю возникновения религий, обстоятельства их распространения; раскрыть особенности учения различных религий, подчеркнуть многообразие подходов к проблеме нравственности; продемонстрировать влияние религии на характер народов; привить уважение к представителям существующих религиозных культур.

Учебное пособие состоит из 13 тем:

1) Вступительная тема. Что такое религия и как ее изучать; 2) Исчезнувшие религии Древнего Востока и Античности; 3) Ведические религии Индии. Брахманизм; 4) Буддизм; 5) Зороастризм. Восточные религии и религиозно-философские искания современности; 6) Религии Китая и Японии; 7) Религия древних евреев. Современный иудаизм; 8) Возникновение и ранний период христианства; 9) Разделение христианских церквей. Католичество; 10) Протестантизм; 11) Православие; 12) Православие в России; 13) Ислам.

В программе курса учитывается значимость той или иной религии в разных странах, в различные эпохи. Так как предмет в большей степени проецируется на историю России, то объем информации о соответствующей религии зависит от ее вклада в культуру нашего государства. По этому, истории православной традиции в России отводится отдельная тема. Это не касается разделов о древних верованиях и истории возникновения и становления мировых религий.

Во вступительной теме дается пояснение о значении религиозного феномена как таковом. О ее значении в культуре всех народов, о нравственности, которая берет начала в религиозных заповедях. Разъясняется само значение понятия «религия», его происхождение. Кроме этого, описывается противостояние религии и атеизма, но в позитивной форме, как две различные, сосуществующие формы проявления культуры, стимулирующие развитие друг друга. Так же, поднимаются такие серьезные темы как классификация религии, структура верований и подходы к изучению религии.

Кроме перечисленных тем, в программе содержится заключение, представляющее отдельную главу – «Современный человек в мире религии», которая посвящена современной религиозной ситуации и новым религиозным движениям. Завершается пособие приложением, где приведены отрывки из священны писаний, изученных в ходе курса религий. Там же, находятся фрагменты вероучительных книг некоторых новых религиозных движений (к примеру – Книга Мормона, Символ вера адвентистов).

В конце каждой темы приведен обширный список литературы, где присутствуют книги не только научно-энциклопедического характера (С. Радхакришнан, И.Н. Яблоков, С. Токарев), но и первоисточники вероучения – книга Авесты, Библия, Упанишады, Коран.

На наш взгляд, курс А.Е. Кулакова является религиоведческим, а не культурологическим. Это не является минусом рассмотренного пособия, но говорит о несоответствии уровня школьной подготовки и требований предмета. Становится необходимым его более глубокое изучение, чем предполагается отведенным количеством часов. Учебники подобного рода используются на культурологических и религиоведческих университетских специальностях, где больше объем программы и есть возможность уделять дополнительное время наиболее сложным темам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и я ...

Характер школьного образования в свете законодательства Российской Федерации
На протяжении последних десятилетий, роль религии в российском обществе подвергалась постоянному переосмыслению, в том числе, и возможность ее возвращения в систему государственного муниципального образования. Согласно российскому законодательству, Российская Федерация является светским государство ...

Образовательный стандарт начального общего образования по математике
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; – освоен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru