В курсе «ОРКиСЭ» содержится 6 модулей. Нами будут проанализированы три из них – «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Эти три блока являются наиболее популярными (по Сибирскому федеральному округу - основы светской этики изучат - 58,2% (14646 человек), основы мировых религиозных культур – 21,5% (5417), основы православной культуры – 19,1% (4804) – соотношение примерное, на март 2010). По этому, кроме «ОПК», мы считаем необходимым ознакомиться с опытом по внедрению предметов, связанных с изучением мировых религий и этики.
Одним из известных курсов, посвященных преподаванию в государственных средних школах комплексных знаний о религиях, является программа, разработанная в 1996 году старшим научным сотрудником Института общего образования МО РФ, учителем истории - А.Е. Кулаковым.
Курс «Религии мира» рассчитан на учеников 10 – 11 классов, его продолжительность составляет одни учебный год, 1-2 часа в неделю. Вводить этот курс в сетку расписания предполагается за счет часов регионального или школьного компонента учебной программы. При необходимости курс можно провести за полгода, при удвоении количества часов. В старших классах это позволит завершить его до конца года, не совмещая с итоговыми аттестациями по основным предметам.
Актуализировать курс можно путем межпредметных связей с такими предметами как история, обществознание, культороведение. Задачами курса являются - осветить историю возникновения религий, обстоятельства их распространения; раскрыть особенности учения различных религий, подчеркнуть многообразие подходов к проблеме нравственности; продемонстрировать влияние религии на характер народов; привить уважение к представителям существующих религиозных культур.
Учебное пособие состоит из 13 тем:
1) Вступительная тема. Что такое религия и как ее изучать; 2) Исчезнувшие религии Древнего Востока и Античности; 3) Ведические религии Индии. Брахманизм; 4) Буддизм; 5) Зороастризм. Восточные религии и религиозно-философские искания современности; 6) Религии Китая и Японии; 7) Религия древних евреев. Современный иудаизм; 8) Возникновение и ранний период христианства; 9) Разделение христианских церквей. Католичество; 10) Протестантизм; 11) Православие; 12) Православие в России; 13) Ислам.
В программе курса учитывается значимость той или иной религии в разных странах, в различные эпохи. Так как предмет в большей степени проецируется на историю России, то объем информации о соответствующей религии зависит от ее вклада в культуру нашего государства. По этому, истории православной традиции в России отводится отдельная тема. Это не касается разделов о древних верованиях и истории возникновения и становления мировых религий.
Во вступительной теме дается пояснение о значении религиозного феномена как таковом. О ее значении в культуре всех народов, о нравственности, которая берет начала в религиозных заповедях. Разъясняется само значение понятия «религия», его происхождение. Кроме этого, описывается противостояние религии и атеизма, но в позитивной форме, как две различные, сосуществующие формы проявления культуры, стимулирующие развитие друг друга. Так же, поднимаются такие серьезные темы как классификация религии, структура верований и подходы к изучению религии.
Кроме перечисленных тем, в программе содержится заключение, представляющее отдельную главу – «Современный человек в мире религии», которая посвящена современной религиозной ситуации и новым религиозным движениям. Завершается пособие приложением, где приведены отрывки из священны писаний, изученных в ходе курса религий. Там же, находятся фрагменты вероучительных книг некоторых новых религиозных движений (к примеру – Книга Мормона, Символ вера адвентистов).
В конце каждой темы приведен обширный список литературы, где присутствуют книги не только научно-энциклопедического характера (С. Радхакришнан, И.Н. Яблоков, С. Токарев), но и первоисточники вероучения – книга Авесты, Библия, Упанишады, Коран.
На наш взгляд, курс А.Е. Кулакова является религиоведческим, а не культурологическим. Это не является минусом рассмотренного пособия, но говорит о несоответствии уровня школьной подготовки и требований предмета. Становится необходимым его более глубокое изучение, чем предполагается отведенным количеством часов. Учебники подобного рода используются на культурологических и религиоведческих университетских специальностях, где больше объем программы и есть возможность уделять дополнительное время наиболее сложным темам.
Информация по теме:
Оценка эффективности применения метода круговой тренировки на
занятиях по физической культуре с детьми 6–7 лет
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2 месяца) осуществлялось накопление эмпирического материала и определение теоретических основ исследования, изучение психологической, педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме, обобщение, анализ имеющихся в нашей с ...
Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей
старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...
Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника
Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, ...