Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики" в средних государственных образовательных учреждениях

Педагогика » Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики" в средних государственных образовательных учреждениях

Сегодня в государственных муниципальных школах Российской Федерации все более широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций.

Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания затрагивают вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей, влияют становление личности человека и гражданина.

Изучение отдельных аспектов религиозной культуры осуществляется в содержании ряда гуманитарных дисциплин в средней школе. Основными задачами обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе являются: воспитание личности, ее социализация и инкультуризация.

В связи с этим школьное образование и воспитание должно решать задачу по формированию у учеников совокупности гражданских и нравственных ценностей, независимо религиозной и этнической принадлежности — формирование гражданской и культурной идентичности. Решение этой задачи структурируется в соответствии с государственным устройством: общегосударственное гражданское воспитание (федеральный уровень); воспитание с учетом социокультурных особенностей в регионе (региональный уровень); местного сообщества (школьный уровень).

Осознание человеком своей этнической и культурной идентичности способствует формированию толерантности, патриотического воспитания, предупреждению религиозных и межэтнических конфликтов в социуме. Поэтому, перед системой российского образования встает проблема реализации в школьной программе религиозного компонента, отражающего культурную специфику многонационально страны.

Наряду с положениями о единстве культурного и образовательного пространства России, не менее важным является принципы защиты и развития школой национальных и региональных культурных традиций. Национально – культурные интересы народов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и социальных функций школы. Но не во всех субъектах России, в школах, есть предметы, посвященные созданию у учащихся культурной самоидентификации.

Одним из таких предметов является «Основы религиозной культуры и светской этики». Реализация данного курса находится в стадии экспериментальной апробации. Однако, изучение опыта преподавания данного курса в Красноярских школах позволяет выявить существующие проблемы и механизмы их решения.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Проведение эксперимента в подобной форме позволит отработать механизмы взаимодействия участников образовательного процесса: администраций школ, родителей учащихся, религиозных организаций. Для конфессий значимыми являются вопросы разработки и согласования с участием их представителей учебного и методического обеспечения, программ подготовки учителей, процедуры их допуска к преподаванию.

Степень изученности. Проблема преподавания религиозного компонента в государственных образовательных школах стала особенно актуальной с 1999г. – когда был образован Координационный совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Однако, серьезных работ по данной тематике очень мало – это связанно с тем, что введение религиозного компонента в учебную программу стало темой множества общественных дискуссий. Вследствие этого, основным источником исследования являются статьи за авторством специалистов различных областей: право, педагогика, культурология, история, религиоведение. Здесь можно назвать таких авторов как – Н.А. Митрохин; А.Е. Кулаков; И.А. Галицкая; И.В. Метлик; М.М. Шахнович; Н.В. Шабуров; С.А. Мозговой.

Мы можем выделить ряд особенностей, связанных с освещением в средствах массовой информации внедрения различных учебных курсов, основанных на религиозном компоненте: 1) Лоббированный, Русской Православной Церковью Московского Патриархата, курс «История религиозной культуры», разработанный А.В. Бородиной, проходивший апробацию в Московской области и вводимый в расписание за счет федерального компонента, вызвал широкую огласку. Несмотря на то, что отзывы экспертов носили противоречивый характер, курс послужил основой для ряда программ «православной культуры», вводимых в школах некоторых регионов. 2) Курс «Православие и русская культура», созданный Т.И. Ерохиной, распространенный только на территории Ярославской области, и преподающееся за счет регионального компонента, лишен каких-либо отзывов. Тем не менее, курс преподается более трех лет, прошел несколько редакций и имеет свой авторский коллектив. 3) Пособие А.Е. Кулакова «Религии мира» так же осталось намеченным. При этом, сам А.Е. Кулаков является автором не только собственного учебного пособия, но и ряда статей, посвященных проблеме преподавания предметов, основанных на религиозном компоненте, в общеобразовательной школе. Кроме этого, им создан курс повышения квалификации для учителей, преподающих подобные предметы. 4) Курс «Азбука нравственного взросления», призванный помочь младшеклассникам адаптироваться к новым для них условиям, и носящий характер методического пособия для учителей, имеет хождение в узкой среде преподавателей, озабоченных воспитательным элементом школьного образования.

Кроме статей, носящих характер узких исследований, посвящённых проблемам реализации определенного курса, в области изучения особенностей преподавания религиозного компонента в школе, существует несколько крупных работ, цель которых – всестороннее изучение вопроса религиозного образования в светских учебных заведениях.

Монография Ф.Н. Козырева «Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе». В ней автор рассматривает теорию школьного религиозного образования, и современную мировую практику преподавания и изучения религии в общеобразовательной школе. Представлен комплекс педагогических проблем, возникающих в связи с включением религиозного компонента в содержание школьного образования. На основе анализа зарубежного опыта разработаны рекомендации для российской системы образования.

В работе И.В. Понкина «Правовые основы светскости государства и образования» рассматривается с конституционно - правовой точки зрения категория «светскость государства», исследованы понятие и признаки светского государства, существующие типологии и модели государств по критерию светскости. Кроме этого, рассмотрены направления взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования.

Так же, исследование, проведенное М.Н. Кузнецовым и И.В. Понкиным, посвященное выявлению существующих фактов дискриминации граждан, выражающих принадлежность к той или иной конфессии, по признаку отношения к религии в связи с дискуссией о возможности религиозного образования в светской школе на основе добровольности выбора.

Большинство работ, используемых нами в ходе исследования, имеют ряд черт, которые выражают специфику восприятия обществом проблемы преподавания религиозного компонента в государственных школах:

Во-первых. Акцент на правомочность введения подобных предметов в программу школьного образования. Опасение вызывает как возможность нарушения вероисповедной свободы тех учеников, кто не заинтересован в изучении религиозной культуры, так попытки обращения учащихся в ту, или иную веру.

Во-вторых. Понятийный аппарат и связанные с ним методологические трудности – школа берет на себя функцию проводника духовной культуры. Однако, попытки введения предметов связанных с духовно – нравственным воспитанием детей воспринимаются как клерикализация государственных общеобразовательных учреждений.

В-третьих. Степень участия представителей конфессий в образовательном процессе. Священнослужитель может заниматься преподавательской деятельностью при соблюдении ряда условий. Встает вопрос о необходимости подготовки компетентных специалистов, которые должны выдерживать идеологическую нейтральность при изложении предмета ученикам.

В-четвертых. Создание учебных пособий. В случаях, когда авторство принадлежит представителю конфессии, или религиозная организация спонсирует разработку учебников, представители общественных и правозащитных движений говорят о присутствии элементов проповеди в тексте книг. Если разработкой занимались специалисты – религиоведы, то воспитательный элемент существенно уступал информативному.

Мы хотим отметить, что, не смотря на столь широкий спектр вопросов, рассматриваемых авторами, практически неосвещенной остаются проблемы дидактики и методики религиозного образования в школе. В то же время, разработка этого аспекта проблемы поможет решить вопросы, связанные с подготовкой кадров и созданием учебных пособий. Значимость исследования этой области, при внедрении религиозного компонента в школу, подчеркивает Ф.Н. Козырев.

Объектом данной работы является религиозный компонент как специальный курс в учебной программе общеобразовательных учреждений. Предметом - внедрения курса «ОРКиСЭ».

Цель. Изучить процесс реализации курса «ОРКиСЭ» как религиозного компонента в учебной программе средней общеобразовательной школы.

Задачи:

1. Дать интерпретацию понятию «религиозный компонент», «религиозная культура».

2. Изучить попытки включения религиозного компонента в школьную программу в виде специальных курсов и предметов.

3. Рассмотреть программу и учебные пособия курса «ОРКиСЭ».

4. Выявить специфику реализации курса «ОРКиСЭ» на примере средних общеобразовательных школ г. Красноярска

Методология исследования. Сравнительно - исторический метод; аналитический метод; общесоциологические методы анкетирования и обработки материалов.

Значимость исследования. Рассмотрение хода апробации курса «Основ религиозной культуры и светской этики», основанное на включенном наблюдении (непосредственно – преподавательская деятельность), призвано помочь выработать механизмы преодоления дидактических трудностей внедрения религиозного компонента в государственной школе. Анализ содержания пособий по курсу даст возможность лучше адаптировать их к учебной программе, укрепить межпредметные связи.

Информация по теме:

Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. ...

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...

Требования к охране труда
К показу на уроках приемов безопасности труда мастер производственного обучения всегда тщательно готовится, отрабатывает все приемы, заостряя внимание учащихся на безопасные условия работы. Мастеру как ответственному лицу за состояние труда на своем участке следует: знать и осуществлять все относящ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru