Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»

Страница 1

Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, историю мировых культур. Обратим внимание на курсы литературы и русского языка – без изучения произведений ряда авторов (М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.В. Толстой), где тема религиозной и национальной идентичности является одной из основных, нельзя сформировать у учеников целостное представление о культуре страны.

В своей работе «Религиозное образование в светской школе», Ф.Н. Козырев, дает ряд интерпретаций понятия «религиозный компонент» и «религиозное образование», и рассматривает проблемы, связанные с их употреблением. В частности, он указывает, что понятие «религиозное образование» большинство людей понимает как образование конфессиональное.

На практике, в современном религиоведении, педагогике и законотворчестве понятие «религиозное образование» используется в смысле конфессионально ориентированного, что, по мнению Ф.Н. Козырева, является наследием атеистического периода отечественной науки.

Таким образом, необходимо переосмысление понятия «религиозное образование», и его внедрение систему образования, науку - популяризация в обществе правильного употребления данного понятия. Из – за отсутствия общепринятой терминологии для обозначения религиозного компонента в современной российской педагогике и религиоведении, создается предпосылка для ее международной изоляции.

Проблема, связанная с определением содержания «религиозного компонента» поднимается в работах других исследователей - И.А. Галицкой и И.В. Метлика, в статье «К вопросу об использовании понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогике, современной теории и практике воспитания». От изучения религии, в той или иной форме, они переходят к культурно-историческому аспекту и этике, когда говорят о мировоззренческой функции данного предмета. Это, в свою очередь, усложняет определение вида предметов школьной программы, содержащих религиозный компонент.

И.А. Галицкая и И.В. Метлик склоняются к использованию другого термина - «духовно-нравственное воспитание» - как наиболее точно отражающему суть «религиозного компонента» в школьной программе. Согласно их позиции, «духовно-нравственное воспитание» предполагает освоение «духовных», т.е. высших ценностей, образующих смысл жизни. А так же формирование мировоззрения и воспитание соответствующих нравственных качеств. Целостное «духовно-нравственное образование» и соответствующее «духовно-нравственное воспитание» ребенка возможно на основе определенной мировоззренческой и культурной традиции. «Духовно-нравственное воспитание» учащихся заключается в формировании, нравственных качеств, необходимых для личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, народа, социализации в современном обществе. И.А. Галицкая и И.В. Метлик отмечают, что «духовно-нравственное воспитание» учащихся в государственной и муниципальной школе не может быть направлено на формирование у всех детей мировоззрения одного типа.

Действительно, в Конституции закреплен запрет на установление государственной или обязательной религии и идеологии, признается идеологическое многообразие. Соответственно, мировоззренческое, идеологическое разнообразие, свобода мировоззренческого самоопределения ребенка, его семьи, социальной группы должны обеспечиваться и в государственной школе, при получении ребенком общего образования.

Но в России «духовно-нравственное воспитание» зачастую отождествляется с воспитанием в русле православной культуры. Иногда это ведет к радикальной позиции священства и воспитателей, работающих в данной области. Что приводит к «замыканию» понятия «духовно-нравственное воспитание» на культурно-историческом и этнокультурном аспектах – такое образование может носить националистический характер.

Противоположенным может быть понимание «духовно-нравственного воспитания» как преподавания истории этических учений, дающей знания о трансформации нравственных принципов, но не объясняющая их, не воспитывающая в учениках нравственных чувств.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...

Работа с образцом экзаменационного задания
В образце экзаменационного задания (ОЭЗ) представлены точные формулировки вопросов по учебным ситуациям. В период подготовки при работе над учебными ситуациями из Банка Вы будете использовать типичные вопросы: Что здесь происходит? Как я мог бы решить проблему(ы)? Каждую учебную ситуацию можно буде ...

Реализация организации самостоятельных работ учащихся при изучении темы "Табличное умножение и соответствующие случаи деления"
Мы в своей работе по развитию у учащихся 1-го класса умений самостоятельно работать руководствовались общими выводами и рекомендациями по данной проблеме на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также применяли различные методы и ср ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru