Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»

Страница 3

Представленный краткий анализ показывает трудность строгого юридического определения такого понятия, как «светскость». Причины этого заключаются в многообразие существующих моделей светскости, и в быстро меняющемся характере религиозности современного общества.

Опираясь на работу И.В. Понкина «Правовые основы светскости государства и образования», Ф.Н. Козырев кратко формулирует следующие критерии «светскости» образования:

а) осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений;

б) открытостьобразования, его проницаемость для общественного контроля;

в) приоритет общегражданских ценностей.

Государственные школы, соблюдающие добровольность в получении религиозного образования, но утверждающие не общегражданские, а конфессиональные ценности в качестве образовательных и воспитательных идеалов и норм, не могут считаться местом получения светского образования.

Таким образом, анализируя книгу И.В. Понкина, Ф.Н. Козырев считает, что «светской» можно считать школу, которая:

не принадлежит организационно и не подчиняется административно религиозным объединениям;

обеспечивает в образовательном процессе свободу совести и убеждений участников образовательного процесса;

является открытой для общественного контроля и строится на общегражданских основаниях.

По мнению С. Мозгового, светскость означает не сколько отделение школы от религиозного образования, сколько независимость образовательных структур от религиозных организаций - в системе светского государственного образования право на получение религиозного образования по своему выбору, индивидуально или совместно с другими, школьники могут осуществлять только вне рамок и сетки школьной программы, т.е. факультативно. При этом недопустимо госбюджетное финансирование.

На практике, вопрос о том, является ли школа светской, решается в индивидуальном порядке. Отсюда возникает проблема определения содержания и способов организации духовно-нравственного воспитания и соответствующего образования детей в государственной общеобразовательной школе.

Ознакомившись с проблемой определения понятий «религиозное образование», «светскость», «светская школа» - мы пришли к заключению:

1) существующая в современном Российском обществе практика толкования понятия «светскость» как анти,- или противорелигиозное связано с буквальным переводом этого понятия с других языков, и следствием доминирования атеистической методологии в науке и культуре нашего государства в советский период истории. Понятие «светская школа» не имеет строго установленных критериев – оценка характера и статуса индивидуальна для каждого муниципального образовательного учреждения и опирается либо на не разработанную законодательством формулировку, либо на заключения исследователей в области права;

2) «религиозный компонент», присутствующий в виде отдельного предмета в школьной программе, должен одновременно сочетать в себе образовательный и воспитательный элементы. Однако, необходимо формирование у ученика навыка самостоятельного осмысления ценностей изучаемой «религиозной культуры», что бы избежать умышленного создания однотипного мировоззрения;

3) необходимо переосмысление и внедрение верного толкования понятий «религиозное образование», «светскость», «светская школа», для формирования правильного отношения к ним в общественной и научной среде. Ввиду отсутствия общепринятого значения понятий «религиозное образование», «светская школа» в современном законодательстве, а так же религиоведческой и педагогической практике, мы будем исходить изтерминологии, сформулированной нами на основе приведенных выше работ специалистов.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Ро ...

Хронология. Формирование представлений о летоисчислении
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Из ...

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru