Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1–3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.
Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:
• уровень владения этими навыками;
• особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
• уровень коммуникативных навыков;
• личностные качества участников.
И.А. Грабовская выделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения:
• Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.
• Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.
• Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.
• Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
• Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
• В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
• Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
• Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
Деловые игры, выдвигая перед студентами имитационно-практические задачи существенно повышают заинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. Моделируя причастность студентов к определенным производственным ситуациям, игра не позволяет аудитории расслабляться, держит ее в постоянном напряжении, заставляет думать, интегрировать полученные знания, побуждает студентов к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Таким образом, использование деловых игр в наибольшей степени способствует тому что «школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к усвоению теоретико-практических положений.
Участники игры имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью. В результате каждый из участников одни и те же деловые вопросы решает со своих индивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных экономических закономерностей, предопределяющих хозяйственную деятельность людей, они вынуждены искать и приходить к единому решению. Все это в наибольшей степени, чем любой другой методический прием преподавания экономических дисциплин, помогает школьникам понять суть экономических преобразований, способствует выработке у них практических действий, направленных на выбор оптимального экономического варианта хозяйственной деятельности.
Разрешая игровое задание, школьники оценивают исходный материал, характеризующий экономическую обстановку, находят ответ на поставленную перед ними имитационно-деловую проблему, согласуют мнение со своими партнерами по игре и вырабатывают вместе с ними общее решение.
Для максимально эффективного применения деловой игры в образовательной деятельности необходимо выяснить ее сущность. Очевидным является тот факт, что применение деловой игры необходимо в случае, когда нужно выйти за рамки существующих схем. Существует три основных направления деловых игр:
деловая игра – анализ ситуации;
деловая игра – процесс согласования интересов и поиска компромиссов;
деловая игра – выработка последовательных решений в определенной хозяйственной ситуации.
Деловая игра обладает следующими признаками:
1. Игра имитирует определенный аспект хозяйственной деятельности.
2. Участники игры получают роли, предопределяющие их модель поведения.
3. Деловая игра проводится по заранее разработанным правилам.
4. Деловая игра ограничена по времени.
5. В деловой игре наличествует обратная связь с организатором игры.
6. Результаты деловой игры оцениваются.
П.И. Пидкасистый делит игры на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.
Информация по теме:
Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...
Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников
по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...
Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с
дошкольниками
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ясли-сада №6 г. Орши. Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 14.03.06г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа п ...