Из опыта работ по формированию представления о массе предметов и способах их измерения

Педагогика » Представление о весе предмета у дошкольников » Из опыта работ по формированию представления о массе предметов и способах их измерения

Страница 1

В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой.

Целью данной методики является сформировать умение:

Классифицировать и группировать предметы по массе с последующим обобщением;

Определять равенство и неравенство предметов по массе независимо от внешнего вида;

Строить ряд из нескольких предметов в возрастающей и убывающей последовательности, устанавливая между предметами определенные отношения по массе;

Измерять массу предмета условными мерками;

Изменять массу некоторых предметов.

Изучение проводилось в старшей группе данного детского сада на занятиях по математике. В ходе занятий детям регулярно предлагались задания, которые представляли собой задачи на сохранения в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте дети с помощью измерения решают следующие задачи:

Определять массу различных предметов;

Устанавливают равенство или неравенство предметов по массе;

Находят предмет, указанной воспитателем массы;

Располагают предметы в возрастающем или убывающем порядке.

Обучение проводилось в виде опытов. Важно, чтобы дети не только наблюдали за действиями взрослого, но и сами принимали активное участие в опытах. Приведем фрагменты проводимых обучающих занятий.

Занятие – знакомство с меркой.

Цель: формирование у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой.

Упражнение 1.

Предметом для измерения массы был использован мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.

Ход занятия:

Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.

Дети пытались уравновесить с помощью мерок чаши весов. Сперва они положили на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.

Во время измерения дети делали вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.

Упражнение 2.

Для измерения данного упражнения были использованы бабочка и семь муравьев.

Ход занятия:

Детям было предложено взвесить на весах бабочку и семь муравьев.

Занятие «тяжелее - легче».

Цель: формирования понятия тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Упражнение 1.

Игра «Воздухоплаватели».

Упражнение 2.

В данном упражнении детям предлагается сравнить предметы одинаковые по форме и размеру, но изготовленные из разных материалов.

Упражнение 3. «Построить ряд»

Задание направлено на упорядочивание по массе нескольких предметов.

Занятие «пластилин».

Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.

Детям предлагались два варианта заданий.

Демонстрировались два одинаковых комочка из пластилина А и А1.

Вопросы:

- что вы видите на дощечке?

- какой комочек больше?

2. Педагог меняет у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей).

Вопросы:

- как вы думаете, какой комочек сейчас больше?

- где пластилина больше?

Для закрепления пройденных тем, использовали игры, например:

Игра «Весы».

В ходе игры детям предлагается занять роль весов.

- Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас – двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.

- Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша настолько же поднимается. Всем понятно?

Пробная игра: все действия и этапы игры проводятся под руководством воспитателя.

В дальнейшем дети играют самостоятельно. Взрослый наблюдает за ходом игры со стороны и помогает тем, кто нуждается в помощи.

На начальных этапах обучения у детей были проверены определенные уровни умений.

Таблица1.

Ф. О. ребенка

Уровень умения устанавливать равенство и неравенство предметов по массе

Уровень умения измерять массу с помощью весов

Уровень умения располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке

М. Саша

+\-

-

-

С. Даша

+\-

+\-

-

Б. Аня

+\-

-

-

Г. Алина

+\-

-

-

В. Данил

-

-

-

В. Петя

+\-

-

-

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...

Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...

Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам. В этот пер ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru