В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой.
Целью данной методики является сформировать умение:
Классифицировать и группировать предметы по массе с последующим обобщением;
Определять равенство и неравенство предметов по массе независимо от внешнего вида;
Строить ряд из нескольких предметов в возрастающей и убывающей последовательности, устанавливая между предметами определенные отношения по массе;
Измерять массу предмета условными мерками;
Изменять массу некоторых предметов.
Изучение проводилось в старшей группе данного детского сада на занятиях по математике. В ходе занятий детям регулярно предлагались задания, которые представляли собой задачи на сохранения в игровой форме.
В старшем дошкольном возрасте дети с помощью измерения решают следующие задачи:
Определять массу различных предметов;
Устанавливают равенство или неравенство предметов по массе;
Находят предмет, указанной воспитателем массы;
Располагают предметы в возрастающем или убывающем порядке.
Обучение проводилось в виде опытов. Важно, чтобы дети не только наблюдали за действиями взрослого, но и сами принимали активное участие в опытах. Приведем фрагменты проводимых обучающих занятий.
Занятие – знакомство с меркой.
Цель: формирование у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой.
Упражнение 1.
Предметом для измерения массы был использован мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.
Ход занятия:
Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.
Дети пытались уравновесить с помощью мерок чаши весов. Сперва они положили на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.
Во время измерения дети делали вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.
Упражнение 2.
Для измерения данного упражнения были использованы бабочка и семь муравьев.
Ход занятия:
Детям было предложено взвесить на весах бабочку и семь муравьев.
Занятие «тяжелее - легче».
Цель: формирования понятия тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Упражнение 1.
Игра «Воздухоплаватели».
Упражнение 2.
В данном упражнении детям предлагается сравнить предметы одинаковые по форме и размеру, но изготовленные из разных материалов.
Упражнение 3. «Построить ряд»
Задание направлено на упорядочивание по массе нескольких предметов.
Занятие «пластилин».
Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.
Детям предлагались два варианта заданий.
Демонстрировались два одинаковых комочка из пластилина А и А1.
Вопросы:
- что вы видите на дощечке?
- какой комочек больше?
2. Педагог меняет у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей).
Вопросы:
- как вы думаете, какой комочек сейчас больше?
- где пластилина больше?
Для закрепления пройденных тем, использовали игры, например:
Игра «Весы».
В ходе игры детям предлагается занять роль весов.
- Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас – двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.
- Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша настолько же поднимается. Всем понятно?
Пробная игра: все действия и этапы игры проводятся под руководством воспитателя.
В дальнейшем дети играют самостоятельно. Взрослый наблюдает за ходом игры со стороны и помогает тем, кто нуждается в помощи.
На начальных этапах обучения у детей были проверены определенные уровни умений.
Таблица1.
Ф. О. ребенка |
Уровень умения устанавливать равенство и неравенство предметов по массе |
Уровень умения измерять массу с помощью весов |
Уровень умения располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке |
М. Саша |
+\- |
- |
- |
С. Даша |
+\- |
+\- |
- |
Б. Аня |
+\- |
- |
- |
Г. Алина |
+\- |
- |
- |
В. Данил |
- |
- |
- |
В. Петя |
+\- |
- |
- |
Информация по теме:
Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального
педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Рекомендации, которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот. Социальный педагог должен: - Знать историю личного дела ребенка. - Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность. - Знать дета ...
Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...
Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...