Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
Можно выделить следующие особенности мыслительной деятельности у детей с дизартрией:
отставание развития наглядных форм мышления;
трудности в формировании сферы образов-представлений;
сложность создания целого из частей и выделения частей из целого;
трудности в пространственном оперировании образами;
репродуктивный характер деятельности детей, снижение способности к творческому созданию новых образов;
замедлен процесс формирования мыслительных операций: дети затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.
Р.И. Мартынова обращает внимание на то, что при дизартриях имеет место определенное соответствие характера и степени нарушения мышления и степени выраженности речевого дефекта. У детей с легкими формами дизартрии наблюдается лишь некоторое ослабление мыслительной деятельности, проходящее по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, а при тяжелых - задержка психического развития или даже олигофрения.
Говоря о состоянии таких психических функций как внимание, память, мышление у детей с дизартрией, можно отметить следующее своеобразие: для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина) Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Также дети затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", ребенок произносит: "У людей есть тапочки, а у зверей - нет". Однако в отличие от умственно отсталых детей, после получения помощи, дети выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.
У детей с дизартрией замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
К концу четвертого года жизни у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, справа, слева, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Информация по теме:
Значение участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с
детьми
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные се ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...
Величина
Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широк ...