Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией

Страница 1

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.

Можно выделить следующие особенности мыслительной деятельности у детей с дизартрией:

отставание развития наглядных форм мышления;

трудности в формировании сферы образов-представлений;

сложность создания целого из частей и выделения частей из целого;

трудности в пространственном оперировании образами;

репродуктивный характер деятельности детей, снижение способности к творческому созданию новых образов;

замедлен процесс формирования мыслительных операций: дети затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

Р.И. Мартынова обращает внимание на то, что при дизартриях имеет место определенное соответствие характера и степени нарушения мышления и степени выраженности речевого дефекта. У детей с легкими формами дизартрии наблюдается лишь некоторое ослабление мыслительной деятельности, проходящее по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, а при тяжелых - задержка психического развития или даже олигофрения.

Говоря о состоянии таких психических функций как внимание, память, мышление у детей с дизартрией, можно отметить следующее своеобразие: для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина) Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Также дети затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", ребенок произносит: "У людей есть тапочки, а у зверей - нет". Однако в отличие от умственно отсталых детей, после получения помощи, дети выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

У детей с дизартрией замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

К концу четвертого года жизни у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, справа, слева, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...

Особенности элективных курсов по математике
Как правило, элективный курс представляет собой глубоко рассмотренную отдельно взятую тему, которая рассматривается в течение одной четверти. Примером тем элективных курсов могут служить: «Системы счисления», «Задачи с параметрами», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» и т.д. Элективный к ...

Музыка на уроках чтения
Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств, — возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средст ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru