Изучение национальной культуры и религиозных традиций российского социума является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности необходимо для отождествления себя с обществом, в котором он родился и вырос. Поскольку Россия исторически объединила в своем составе множество и народов, различающихся по языку, культуре и вероисповеданию - в основу российского образования должны стать задачи по формированию национальной, гражданской и этнической идентичности, воспитанием уважения к традициям и обычаям народов России.
Базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.
По поручению Президента Российской и распоряжению председателя Правительства Российской Федерации была разработана программа курса «Основ религиозной культуры и светской этики».В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКиСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. В марте 2011г. чиновники межведомственного координационного совета по реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики», приняли решение - пересмотреть распределение нагрузки на школьников и преподавателей в рамках апробации курса и приступить к обучению четвероклассников с начала третьей четверти по одному часу в неделю в течение двух учебных четвертей текущего 2010/2011 года».
Учебный курс «ОРКиСЭ» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Данный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Однако, «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» указывает не только на образовательную, но и на воспитательную роль «Основ религиозных культур и светской этики»: 1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; 2) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 3) осознание ценности человеческой жизни.
Далее, в том же документе говорится, что программы, направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание должны обеспечивать единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместную педагогическую работу образовательного учреждения и семьи. Подобные программы должны предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Для реализаций целей курса требуется вести тщательный мониторинг на всех этапах проекта.
Правительством Российской Федерации был разработан план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах курса «Основы религиозных культур и светской этики», которому должны соответствовать действия всех регионов, участников эксперимента: 1) разработка механизмов выбора учащимися и их родителями одного из блоков учебного курса; 2) разработка и тиражирование учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя, электронные учебные пособия); 3) проведение дополнительного повышения квалификации работников образования; 4) подготовка ежегодного доклада Правительству Российской Федерации; 5) проведение конференций в субъектах Российской Федерации - участниках апробации комплексного учебного курса; 6) подготовка итогового доклада в Правительство Российской Федерации о результатах апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации.
План мероприятий устанавливает срок реализации: с октября 2009 года по IV квартал 2011 года. Ответственными за реализацию этого проекта являются Министерство образования и науки Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
Информация по теме:
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...
Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных
заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...
Повторная диагностика нарушений поведения учащихся экспериментального 3 «А»
класса и контрольного3 «Б» класса
В ходе проведения данного этапа были получены следующие данные.По карте наблюдений Стотта шкала 7 «Асоциальность» были получены следующие показатели в экспериментальном 3 «А» классе: Интервал до 20% , который говорит о слабой выраженности качества показал- 80% учащихся класса. В него вошли следующи ...