Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»

Педагогика » Система работы воспитателя детского сада по подготовке ребёнка к школе » Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»

Страница 1

В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в дошкольное учреждение, прежде всего, для того, чтобы качественно подготовить его к поступлению в престижную гимназию, а также приобщить к коллективной жизни. Сам же ребёнок (по опросам детей старшей и подготовительной группы) приходит в сад, чтобы играть и гулять с детьми. Больше всего детям в детском саду не нравится «тихий час» и невозможность подолгу резвиться на улице.

Огромные противоречия существуют и в требованиях школы. Научить всех детей читать и писать, игнорируя индивидуальный подход, практически невозможно. Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. И это не только занятия по ОБЖ, но и способность самостоятельно решать конфликты, не прибегая к помощи воспитателя, умение отстоять свою точку зрения, если она не совпадает с мнением взрослого, самоопределиться в своих желаниях. Строго выверенный распорядок дня в дошкольных учреждениях не позволяет ребёнку сделать самостоятельный выбор, свободная игра детей занимает от 30 до 50 минут в день.

Нерешена проблема участия родителей в жизни группы, в лучшем случае они наблюдатели на праздниках и участники субботников. Можно перечислить и другие проблемы ДОУ. И поэтому гораздо продуктивнее найти ту педагогическую технологию, которая разрешила бы эти противоречия.

Свою основную задачу педагоги, работающие по этой программе, видят в развитии у детей саморегуляции поведения. Это происходит в результате погружения детей в реальные и педагогические проблемные ситуации (далее ППС), которые создаются всем коллективом ДОУ по специальной технологии.

Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение 1-2 месяцев, в зависимости от сложности ситуации и интереса к ней детей и педагогов. Ребёнок, начиная с ясельной группы и до выпуска, проходит каждую ситуацию на определенном уровне сложности 2-3 раза, приобретая новый опыт её проживания и своего самоопределения.

Тематику и содержание ситуации определяют возрастные особенности детей, проблемы конкретного детского сада, философские основания жизнедеятельности человека, основ приобщения ребёнка к мировой культуре.

В содержании ситуации нет ничего, что выходило бы за рамки типовой программы. Однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме, практически нет традиционных занятий, материал подобран под проблематику ситуации. Например, дети весь месяц работают по теме «Космос», его рисуют, лепят, делают из ящиков и картона космический корабль, модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе. Также обсуждаются нравственные вопросы, возникающие в процессе игр-драматизаций. Например, что такое добро и зло, кто может быть настоящим товарищем, нужны ли войны и как их избежать. И всё это завершается космическим праздником, во время которого дети разновозрастных групп (космические экипажи) путешествуют по группам детского сада; каждая группа (какая-либо планета) оформлена соответственно тематике. Праздник завершается в зале (на Земле), где оказываются все экипажи после полёта.

Конечно, в первый год работы по программе «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении» очень трудно состыковать с типовой программный материал и ситуации. Но уже на второй год, распределив то, что предусмотрено программой по заранее известным ситуациям, воспитатель имеет возможность избежать дублирования и повторов. Как правило, на второй год работы специалистам удаётся соединить программу и ситуации, тем более, что в марте традиционный праздник, посвященный женскому дню, включён в ситуацию «Моя семья, мои корни», а 12 апреля – День космонавтики – включён в ситуацию «Космос» и т.д.

Такое длительное проживание многое даёт детям. Не секрет, что при традиционном проведении занятий, прочные знания имеют лишь 30% детей, а при повторении материала в течение месяца в различных вариантах его усваивают практически все. Если в традиционном образовательном процессе основным методом подачи материала являются беседа, внушение, показ и рассказ, то гуманистический подход предполагает создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, безусловно, с последующим обобщением взрослого.

Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях. Познаёт себя, сверстников, взрослых, родителей.

Воспитатель, работающий по этой программе, не может не быть творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Вот почему итоговые праздники в группах совсем не похожи друг на друга. Единственное, что необходимо соблюдать, – это принципы работы по программе.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...

Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...

Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru